В теории живописи одними из основных вопросов являются изучение художественных, эстетических свойств цвета, закономерностей возникновения цветового строя, разнообразия гармоний и контрастов.
"Цвет достигает своей полной выразительности тогда, когда он организован и его интенсивность соответствует интенсивности чувств художника"
А. Матисс
Природный порядок цветов раскрывается в спектре солнечного луча. Очередность цветов в спектре связана с последовательным изменением длины световой волны, что отражается на физиологических особенностях зрительного восприятия у человека. Эта природная радуга является естественной основой цветовых гармоний.
"Под чувством цвета в отличие от простого ощущения понимается сложное, обогащающее восприятие цвета, когда возникают представления, образы, ассоциации, связанные с цветом"
В.С. Кузин.
Заливка используется с целью получения ровного красочного тона или ряда тонов, чтобы закрасить максимально большую площадь бумаги. Этапы выполнения: лист бумаги располагают наклонно, набрав в нужном количестве краску на кисть, легкими движениями кисти в направлении слева направо наносят полоски-мазки (возможно разного цвета); краска, постепенно стекая, к нижнему краю, образует "красочный валик", затем проводится следующий мазок, частично перекрывающий предыдущий. Такое действие выполняется до тех пор, пока вся поверхность закроется ровным слоем краски. Этот прием так же позволяет получать равномерный фон с плавным переходом от цвета к цвету.
Растяжка цвета - это переход от темного к светлому тону или наоборот,. Техника выполнения такая же как у заливки, только растяжка делается той краской, которая собирается внизу полосы в виде "красочного валика" с добавлением воды, тем самым разбавляя цвет и сводя его на минимум.
Отмывка - это послойное "намывание" тона от светлого к темному. Этапы выполнения: сначала карандашом отмечают границы тоновых переходов, потом закрывают красочным слоем самый светлый участок; затем, после высыхания, второй красочный слой накладывают только на полутемные и темные части; в последнюю очередь по сухому второму слою наносят третий слой, закрывающий самые темные места; главное давать хорошо просохнуть предыдущим слоям. Завершают работу отмывая кистью резкие границы между частями с помощью воды.
Прием "сухая кисть" - графический прием, основой которого является нанесение краски с помощью кисти на фактурную поверхность. Выполнение: густая краска наносится сухой кистью, мазки наносятся в выбранном направлении, мазок может иметь характер тычков или скользящих по поверхности движений. Главное, - во время работы кисть остается сухой, ее нельзя мочить.
Лессировка (от нем. laisiren - покрывать глазурью) - тонкие прозрачные и полупрозрачные слои красок, наносимые на другие, уже хорошо просохшие или полупросохшие плотные красочные слои, чтобы изменить, усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит, добиться единства живописного произведения и его гармонии.
Гармония (от греч. harmonia - созвучие, согласие, противоположность хаусу) - философско-эстетическая категория, означающая "высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отличающее эстетическим категориям совершенства и красоты" (Л.Н. Миронова).
В настоящее время существует множество теорий гармонизации цветов.
Обозначим композиции, строящиеся по определенному типу цветовых сочетаний.
Монохроматические композиции - используется один цвет и его оттенки; им соответствуют цветовые сочетания родственных цветов (по В.М.Шугаеву).
Полярные композиции основаны на использовании противопоставления диаметрально расположенных цветов в цветовом круге; им соответствуют цветовые композиции, построенные по принципу унитарных цветов: желтый - синий, зеленый - красный (по В.М.Шугаеву). В полярных композициях могут быть использованы унитарные цвета, отстоящие друг от друга в пределах 90 градусов: желтый и красный, красный и синий, синий и зеленый, зеленый и желтый. Это контрастные, эмоционально заряженные цветовые сочетания.
Трехцветные композиции используют трехцветные сочетания основных цветов; им соответствуют триады родственно-контрастных цветов (по В.М.Шугаеву)
Многоцветные композиции используют чаще всего четыре основных хроматических цвета с оттенками; им соответствуют цветовые сочетания полной палитры (по В.М.Шугаеву)
Близкая к смешиванию красок в реальной жизни - система В.М. Шугаева. Теория гармонических сочетаний В.М. Шугаева опирается на исследования Менселла и Бецольда. Цветовой круг В.М. Шугаева - равноступенчатый круг, на основе четырех противопоставленных друг другу цветов - красного и зеленого, синего и желтого.
Виды цветовых гармоний по системе В.М. Шугаева:
Первичная гармония - сочетание красного, черного и белого цветов в единой композиции. Первичной она названа потому, что эти цвета человек стал использовать в живописи первыми. Белый цвет означал небо, красный цвет - землю, а черный цвет - воду, так как вода ассоциировалась со смертью и с потусторонним миром (т.е. самым глубоким местом на земле куда отправляются души).
Основная гармония (а) - сочетание основных цветов (красного, синего, желтого, зеленого), которые невозможно получить путем смешивания каких-либо цветов, но из них можно получить множественные цвета и оттенки.
Родственная гармония (б) - сочетание трех, четырех цветов (оттенков), расположенных рядом друг с другом по цветовому кругу.
Дополнительная гармония (в) - сочетание взаимодополнительных цветов (оттенков), занимающих в цветовом круге точно противоположные позиции: красный-зеленый, желтый-фиолетовый, синий-оранжевый.
Составная гармония - сочетание составных цветов: оранжевого, зеленого, фиолетового, которые получены путем смешения основных цветов.
Ахроматическая гармония - сочетание ахроматических цветов: белого, серого и черного и различных их оттенков.
Нейтральная гармония - сочетание нейтральных в отношении родства и контраста цветов, которое можно расширить добавлением белого и черного цветов.
Дисгармоничная гармония - сочетание дисгармоничных (смелых и несколько вызывающих) цветов, которое получается из сочетания цвета с цветом, который находится рядом (справа или слева) с дополнительным. Например, синий - с красно-оранжевым и оранжево-желтым.
Дополнительная с вкраплением (г) - сочетание цветов, расположенных по обеим сторонам соответствующих дополнительных цветов: красный - зелено-синий - зелено-желтый.
Монохроматическая гармония (д) - сочетание оттенков, тонов или полутонов одного цвета, сочетающихся между собой.
Третичная гармония (е) - сочетание трех цветов (оттенков), расположенных на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге: сине-зеленая, желто-оранжевая и красно-фиолетовая; красно-оранжевая, сине-фиолетовая и желто-зеленая.
Четвертичная гармония (ж) - сочетание четырех цветов (оттенков), расположенных на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге. Например, красный - оранжево-желтый - зеленый - сине-фиолетовый.
С помощью умелого использования цветовых сочетаний можно добиваться решения различных задач и создания необходимого эффекта. В процессе творческой деятельности человек учится управлять цветовой гармонией, для этого необходимо знать свойства определенных цветов и способы их взаимодействия в композиции. учитывать закономерности построения гармонических соотношений.
1. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ М.: Издательский центр "Академия", 2010
2. Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ.высш. худ. учебных заведений/ М.: Издательский центр "Академия", 2007