Линия является одним из основных элементов изобразительного искусства, способным передавать эмоции, создавать образы и организовывать пространство на плоскости.
Линия – важнейший изобразительный элемент, позволяющий художнику выразить настроение, характер, форму и пространство. Это основной инструмент передачи эмоций и содержания картины.
Выразительные возможности линии
Линия может быть прямой, кривой, тонкой, толстой, непрерывной, прерывистой, чёткой или расплывчатой. Она может передавать различные настроения и состояния: от спокойствия и умиротворения до напряжения и тревоги.
Используя различные типы линий, художник может создавать разнообразные визуальные эффекты и передавать свои идеи и чувства.
Например, плавные, мягкие линии могут создавать ощущение нежности и гармонии, в то время как резкие, угловатые линии могут передавать динамику и энергию.
Ритм линий и ритмическая организация плоскости листа
Ритм – это чередование элементов в определённой последовательности, создающее ощущение движения и динамики. В искусстве ритм может быть использован для организации пространства на плоскости, создания гармонии и баланса.
Ритмическая организация плоскости листа с помощью линий может включать в себя повторение определённых форм, изменение толщины и направления линий, создание контрастов и т. д. Это позволяет художнику создать уникальный и выразительный образ.
Например, повторяющиеся линии могут создавать ощущение ритма и движения, а изменение толщины линий может привлечь внимание к определённым участкам композиции. Контраст между толстыми и тонкими линиями может добавить глубины и сложности в работу.
Данный урок направлен на развитие творческих способностей школьников, формирование компетенций в области композиции и ритмической организации пространства.
Цель урока:
развитие представлений учащихся о выразительной роли линии в искусстве и влиянии различных типов линий и ритмов на восприятие композиции; формирование практических навыков рисования и анализа художественной структуры произведения.
Задачи урока:
Оборудование и материалы:
I. Организационный этап
Приветствие, проверка готовности к занятию, мотивация к активной работе.
II. Теоретический ввод
Краткое введение в историю использования линии в изобразительном искусстве, демонстрация наглядных материалов. Рассмотрение следующих вопросов:
III. Анализ практических примеров
Рассматриваются конкретные образцы работ известных мастеров. Учащиеся отвечают на вопросы преподавателя, выявляют особенности применения линий и ритмов.
IV. Творческая работа
Задание: выполнить рисунок на листе формата A4, используя разные типы линий и способы ритмического построения композиции, отобразить своё видение через сочетание линий и ритмов. Задание выполняется индивидуально каждым учеником.
Напомнить обучающимся важные аспекты задания, на что обратить внимание при выполнении практической работы:
Задача состоит в следующем:
Критерии оценивания:
V. Подведение итогов урока
Обсуждение результатов творческой работы. Учитель комментирует рисунки, выделяет сильные стороны и даёт советы по улучшению техники.
Домашнее задание:
Изучить дополнительно представленные художником исторические этапы развития линейной графики, подготовить доклад о значимости ритмической организации композиции в современном искусстве.
Что такое линия?
Линии бывают прямыми, кривыми, ломаными, пунктирными и волнистыми. Каждая форма линии обладает своими особыми свойствами восприятия:
Ритм линий
Под ритмом понимается повторение элементов (линий, пятен, фигур) с определённым интервалом, создающим чувство упорядоченности и единства.
Типы ритмической организации плоскости включают:
Примеры художественных произведений
Примером простого ритма служит знаменитое полотно Василия Кандинского «Желтая живопись», где чётко организованные геометрические фигуры выстраиваются в равномерный ряд, вызывая ощущение стабильности и комфорта.
А вот картину Марка Шагала «Над городом» характеризует сложный ритм: фигура парящего над домом влюбленной пары напоминает музыкальный аккорд, образуя живописный контрапункт пространству вокруг себя.
Вывод: линия и ритм являются важными элементами в искусстве, способными передавать эмоции, создавать образы и организовывать пространство. Понимание выразительных возможностей линии и роли ритма в композиции может помочь художникам и дизайнерам создавать более гармоничные и выразительные работы.