Образовательный сайт Кудряшовой Анны Николаевны,
учителя изобразительного искусства МОУ СОШ №32
г. Комсомольск-на-Амуре

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 73467 от 17.08.2018


Урок 1. Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции

09 Янв 2018
987
Анна_Кудряшова
0

Портрет - жанр изобразительного искусства, изображающий одного человека или группу людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

ИЗУЧИТЬ ТЕМУ

Одним из важнейших критериев портретной живописи является сходство изображения с натурой. Но при всем разнообразии творческих решений и манер главное качество портретной живописи - передача внутренней жизни человека. а также его социального положения, взгляда на жизнь, увлечений, характера и пр.

Существует много художественных приемов, помогающих создать образ портретируемого: формат, различные варианты решения композиции портрета, ракурс, поза, взгляд, выражение лица, одежда, обстановка, освещение, выбор колорита и цветовой гаммы, манера письма.

Рисунок головы - основа портрета. Путь к созданию портрета лежит через изучение головы человека со всеми ее конструктивно-пластическими и аналитическими особенностями. Азы рисования приобретаются при рисовании гипсовых копий с голов античных статуй , в основе которых находятся простые геометрические формы.

Живая модель дает широкий простор воображению, фантазии рисующего в поисках средств раскрытия характера. В рисовании живой модели перед рисующим - не готовое художественное произведение (скульптура). не готовый образ в своей неизменности, а живой человек. Это требует строгой целенаправленной наблюдательности. умения видеть и отличать главное от второстепенного и выражать это главное. "Постройка дома начинается не с орнамента еще несуществующих стен. а с фундамента. Так и в портрете: сначала рисунок головы, а затем вопросы портретного сходства". Какая бы задача ни ставилась - от общего построения до раскрытия глубоких психологических моментов, художник всегда должен идти к выразительности через конструктивно-пластическое решение, через выявление пропорций, через форму, через выражение объема в пространстве, т.е. через рисунок головы.

Работы мастеров

Леонардо да Винчи. Автопортрет

 

А. Дюрер. Портрет Барбары Дюрер, матери художника 1514 г. Уголь

 

П.П. Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Черный и белый мел, сангина, кое-где тронут тушью

 

В. И. Суриков. Странник.1887 г. Итальянский карандаш

 

И.Е.Репин. Автопортрет1902 г. Тушь, перо

 

К.с. Петров-Водкин. Женская голова1910 г. Итальянский карандаш

Портреты было принято делить по характеру изображения на парадные и камерные. Парадный портрет обычно имел целью показать общественное положение героя. Такие картины носят приподнятый, торжественны характер. Не меньшее значение имел камерный портрет, в котором большое внимание уделялось индивидуальным особенностям человека. Его лицо обычно приближено к зрителю (используется поясное. погрудное, оплечное изображение), доверительно раскрывая внутренний мир героя. Фигура дается на нейтральном фоне.

Поджанры портрета. Исторический портрет - изображает известных людей различных эпох; портрет-картина - портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (групповой портрет-картина); костюмированный портрет - человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа; автопортрет и др.

Типизация по изобразительному средству:

  • графические (карандаш, акварель, гравюра)
  • живописные (масло, темпера, гуашь)
  • рельефные (на медалях, монетах)
  • скульптурные 
  • фотопортреты

Композиция. Композиционным инвариантом портрета выступает такое построение, в результате которого в центре композиции, в фокусе зрительского восприятия оказывается лицо модели. Исторические каноны в сфере композиции портрета предписывают определенную трактовку центрального положения лица по отношению к позе, одежде, окружению, фону и т.п.

По формату (живописный): головные (оплечные); погрудные; поясные; по бедра; поколенные; во весь рост.

По формату (скульптурный): герма (одна голова с шеей); бюст (голова и верхняя часть туловища, примерно по грудь); статуя (целая фигура. с головы до ног. в полный рост).

По повороту головы: в анфас (фр. en face "с лица"); в четверть поворота направо или налево; вполоборота; в три четверти; в профиль.

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Живая природа совершенна и построена по законам красоты и гармонии. Художники различных цивилизаций. отделенных друг от друга тысячелетиями, в своем стремлении познать объективные законы прекрасного находили их, прежде всего, в пропорции. В основе многих пропорций в области животного и растительного мира лежит "золотая пропорция", которая в творчестве считается "законом красоты", поэтому используется во всех областях искусства. 

Пропорция, "радующая глаз", была известна еще египетским и древнегреческим художникам. Пропорции пирамиды Хеопса, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона, храма Парфенона, скульптуры Афродиты Милосской и многих произведений искусства тому подтверждение.

По преданию, пропорцию, "радующую глаз", назвал "золотой" древнегреческий философ и математик Пифагор, живший в VI в. до н.э. Он продемонстрировал ее на примере отрезка, поделенного особым образом. Если вам предложить разделить любой отрезок на две неравные части, большинство поставят разделительный штрих приблизительно на расстоянии 1/3 от целого. Это и будет "золотая пропорция", которую позже назвали "золотым сечением". Этот термин используется и в наше время.

"Золотое сечение" - это соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части. как большая - к меньшей. Если обозначить целое как С. большую часть как А, меньшую как В, то правило "золотого сечения" выступает как соотношение С:А=А:В. Отношение двух отрезков, образующих "золотое сечение", можно выразить числом 1,618. В эпоху Возрождения отношение, выражаемое этим числом , назвали "божественной пропорцией". Ее широко использовали в своих произведениях Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.

"Золотое сечение" - это один из законов природы, которые распространяются в том числе и на человека как ее части. Голова человека, его тело, взятые в средних идеальных пропорциях, во многих своих частях представляют целые серии крупных и мелких пропорциональных отношений по "золотому сечению" 

Познакомимся с идеальными пропорциями головы человека, расположенной анфас и в профиль, которые вы должны учитывать в процессе ее изображения.

Материал из учебника "Искусство. Изобразительное искусство. С.П. Ломов. С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина.- М.:Дрофа, 2017

По идеальным пропорциям голова имеет форму овоида. Самое широкое место находится в мозговой части головы. Ширина головы к высоте относится как 1:1,618. Линия глаз располагается ровно посередине высоты головы. Лицевая часть головы от линии корней волос до конца подбородка делится на три равные между собой части - лоб, нос и нижнюю часть - расстояние от корня носа до конца подбородка. Нижняя часть лица также делится на три равные части между собой равны расстояния от корня носа до средней линии губ. от средней линии губ до начала подбородка и от начала подбородка до его конца.

Самое тонкое место носа (переносица) находится на одной линии со средней линией глаз. Ширина носа равна половине его высоты. При этом ширина носа равна расстоянию между глазами. А так как расстояние между глазами равно длине глаза, то ширина носа по идеальным пропорциям равна длине глаза. Длина рта относится к ширине носа как 1:1.618. Высота уха равна длине носа.

В профиль высота и ширина головы человека равны. Длина глаза и рта сокращается ровно вполовину от размера анфас. Отношение ширины носа к его высоте остается прежним - как 1:2. Если смотреть на голову в профиль, ухо расположено на линии посередине ширины головы.

 


Автор материала:
...
Логин: ~...
Группа: ...
Статус: ...
О материале:
Дата добавления: 09 Янв 2018 в 23:37
Материал просмотрен: 987 раз
Категория материала: 6 класс
К материалу оставлено: 0 комментариев

Источник: zvukrasok.ru

Всего комментариев: 0
Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться и войти на сайт
Категории раздела
Победы сайта
Все победы сайта: здесь.
Архив медалей: здесь.

Победитель международного конкурса в номинации 'Лучший сайт педагога 2018'
Сертификат
Сертификат на никнейм Звуки Красок, зарегистрирован на www.zvukrasok.ru
Полезное
Портфолио и методическая копилка. Звуки Красок 32 (www.zvukrasok32.ru).
Наш дневние на Dnevnik.Ru
Сайт нашей Школы №32
Справочник
Полезная информация по работе с сайтом и материалами собрана в нашем справочнике.
Прямая линия
Возникли вопросы? Появились пожелания? Специально для вас работает наша прямая линия.
Статистика
Всего
Пользователей
Гостей
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0