Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Архитектурные стили Нового и Новейшего времени

06 Ноя 2016

Архитектуру называют каменной летописью мира.

Действительно, архитектура — это огромная книга, на страницах которой запечатлены эпохи жизни человечества. Любое архитектурное сооружение несет на себе печать своего времени.

К концу XVI - началу XVII в. на смену строгой симметрии и гармонии Возрождения пришел новый архитектурный стиль - барокко (от ит. barocco - вычурный, причудливый). Казалось, новый стиль стремился лишь к тому, чтобы удивить и ошеломить зрителя причудливыми формами. Существовавшие ранее каноны архитектуры пересматривались и разрушались. Создавались сооружения с обилием сложных криволинейных форм и пышных декоративных украшений, искажающих классические пропорции. Движение зданиям барокко придавал эффект оптического обмана, а также беспрерывная причудливая игра света и тени.

Самые значительные перемены произошли в оформлении фасадов зданий. диссонанс и асимметрия стали отличительными признаками архитектурных сооружений. Обильно декорированная стена, главная опора здания, перестала выполнять роль несущей конструкции. Порталы, двери и окна достигли немыслимых размеров. Причудливые завитки, картуши, гирлянды из листьев и трав, человеческие фигуры сплошь покрывали поверхности стен, фронтонов и наличников. От спокойной ясности Ренессанса не осталось и следа.

В разных странах Европы становление и расцвет барокко в архитектуре имел свои характерные особенности. Крайне противоречивые суждения об этом стиле (от восторженных до резко негативных) все же не мешают по достоинству оценить произведения архитектуры барокко, многие из которых принадлежат к шедеврам мировой культуры. В России это прежде всего архитектурные творения В.В. Растрелли: Зимний дворец, ансамбль Смольного монастыря, Аничков, Воронцовский и Строгановский дворцы (все -В Санкт-Петербурге).

В конце XVII - начале XVIII в. вычурный стиль барокко уступил место классицизму (от лат. classicus - образцовый). Взяв за образец античное искусство и традиции эпохи Возрождения и тщательно изучив их, представители нового художественного стиля создали непревзойденные памятники архитектуры. Ясность и сдержанность, спокойствие и достоинство, соблюдение правильности и порядка -так можно определить сущность архитектуры классицизма. предпочтение отдавалось простым и строгим формам, спокойной гармонии пропорций, ненавязчивому декору, повторяющему очертания предметов. Во всем сказывались практичность и целесообразность, четкость объемов и благородство отделки, уравновешенность композиции и регулярность планировки.

В странах Европы классицизм просуществовал довольно долго, до начала XIX в., а затем, видоизменяясь, он возродился в новых, неоклассических течениях XIX-XX вв. Одним из этапов развития классического стиля стал ампир, сложившийся на рубеже XVIII-XIX вв. и достигший своего расцвета в годы Наполеоновской империи (1804-1814). Для архитектуры ампира характерны парадные дворцы и мавзолеи, а также мемориальные сооружения: триумфальные арки и колонны.

Русский классицизм - одна из самых ярких страниц в развитии мирового зодчества. В эпоху правления Екатерины II (1762-1796) Россия, еще совсем недавно воспринявшая европейский художественный язык, оказалась страной, особенно богатой на талантливых архитекторов.

Несмотря на то,что в архитектуре второй половины XIX в. наблюдался стилевой кризис, в ее недрах все же рождались новые художественные стили и направления. Среди них следует выделить эклектику и модерн.

Эклектика, или эклектизм (от греч. eklektikos - способный выбирать, выбирающий), — это соединение разнородных художественных элементов в одно целое. Вряд ли эклектику следует рассматривать как один из художественных стилей, так как в произведениях искусства, в том числе и в архитектуре, происходило смешение, причудливое соединение уже известных стилей. Эклектика — это, скорее всего, неизбежное следствие взаимовлияния и взаимодействия различных культур, ставшее характерной особенностью развития искусства с начала XIX века.

В качестве примера можно привести здание Гранд-опера в Париже, построенное по проекту архитектора Шарля Гарнье (1825-1898). Оно стало своеобразным символом эклектизма. В архитектурном облике Гранд-опера соединились черты итальянского Возрождения, барокко и ампира.

Яркий след в истории мировой архитектуры оставил модерн (от фр. moderne - современный). По сравнению с некоторым затишьем в XIX в. это было подлинное возрождение архитектуры, новая качественная ступень в ее развитии. Асимметричные пространственные композиции, соединявшие в одно целое разные по масштабам и формам объемы, были выполнены в едином стилистическом ключе.

Особое значение в архитектуре модерна придавалось выразительности текучих ритмов, цвету и фактуре строительных материалов. Виртуальное владение разнообразными средствами декоративного оформления фасадов и интерьеров стало приметой времени. В убранстве жилищ и общественных зданий использовались витражи, панно, декоративная скульптура, кованое гнутое железо, узорная керамическая плитка, ткани. Большое значение приобрела идея органического единства архитектуры с окружающей средой. Растения, раковины, чешуя рыб, игра потоков воды стали излюбленными мотивами архитектурных сооружений. Модерн в архитектуре проявился почти во всех странах Европы, а также в Америке.

Завершив свои творческие поиски еще в начале XX века, модерн стал отправной точкой для развития современной архитектуры.

Идеи рационализма и конструктивизма вылились в новое мощное направление - функционализм, ставшее интернациональным стилем. Функциональные (то есть полезные для человека) задачи вызвали к жизни сооружения нового типа: вокзалы, фабрики, заводы, мосты, общественные учреждения и жилые дома. Освоив новые материалы и технологии, зодчие получили уникальную возможность экспериментировать и творчески развивать лучшие традиции архитектурных стилей прошлого.

К 60-70 гг.XX в. функционализм уступил место постмодернизму, сочетающему новейшие строительные технологии и достижения предшествующих эпох. Одним из направлений постмодернизма в архитектуре стал хай-тек (от англ. high technology - высокая технология). Он представлен промышленными зданиями, элементы которых напоминают подвижные части работающих машин, подъемные краны, строительные леса, эскалаторы или трубы отопления. Элементы, скрытые раньше внутри конструкций, здесь стилизованы и демонстративно вынесены наружу.

Одним из примеров хай-тека в архитектуре является Национальный центр искусств и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже, в котором архитекторы Ренцо Пиано (род. в 1937г.) и Ричард Роджерс (род. в 1933г.) воплотили оригинальную идею. Эскалаторы, изгибающиеся в стеклянных трубах, рискованно подвешенных на консолях с внешней стороны застекленного фасада между огромными стальными фермами, предоставляют уникальную возможность познакомиться с произведениями искусства с высоты птичьего полета. Внутреннее пространство центра легко высвобождается для организации сменных экспозиций и выставок.

Современная архитектура порождает ожесточенные споры и вместе с тем продолжает удивлять стилистическим многообразием и оригинальными решениями.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 06 Ноя 2016 в 08:50
Категория: Консультация
Просмотрено 9405 раз
Комментирование отключено

Категории раздела

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 230
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21