Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Компьютерные технологии в руках художника

01 Май 2017

Цифровые компьютерные технологии - бесценный ресурс для художников, людей, изучающих или просто интересующихся искусством.

Главной целью компьютерных художников является самовыражение, мгновенная фиксация постоянно меняющихся мыслей и образов, мимолетных ассоциаций.

Применяются компьютерные технологии абсолютно во всех сферах художественной деятельности: в изобразительном искусстве, музыке, театре и кинематографе. Каждое из этих искусств они выводят на качественно новый уровень, коренным образом трансформируют их содержание и форму, что ведет к необходимости переосмысления их места в системе других искусств. Особенно большие преимущества по сравнению с плоскостными, двухмерными искусствами (например, графикой и живописью) компьютер создает для архитектуры и кинематографа, трехмерных по своей природе.

Компьютерные технологии обеспечивают оптимальные условия для творческого поиска в области формы и содержания в искусстве. В условиях постоянно обновляющихся техник и приемов работы они позволяют постоянно совершенствовать художественный образ. На каждом из последующих этапов его создания как исходный материал могут быть использованы полученные ранее творческие находки и достижения. 

Практически все, что художник делает карандашом, пером или кистью на листе, резцом или иглой по дереву, линолеуму, металлу и т.д., сейчас можно выполнить с помощью компьютера. Компьютерные программы предусматривают обращение к любой технике и учитывают различные потребности художника. Например, в фотошопе интерфейс (набор интерактивных кнопок и меню, с помощью которых задаются команды компьютеру) содержит набор инструментов для создания рисунков и редактирования фотографий. Программа "Пейнтер" предназначена для художника - живописца или графика, "Корел дро" отвечает потребностям дизайнера. Возможности компьютерных программ постоянно обновляются и совершенствуются.

Компьютер в цифровой живописи - это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом. Для того чтобы хорошо рисовать на компьютере, необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт (перспективу, цветовой круг, блики, рефлексы и т.д.). Такая живопись обладает рядом преимуществ, главным из которых являются доступность и высокая скорость работы. При работе на компьютере выбор нужного цвета - дело секунд (в отличие от традиционной живописи, где необходимы опыт и время для смешивания красок), выбор кисти (инструмента) - также секундная операция.

Возможность исправлять, отменять и сохранять полученные результаты на любом этапе творчества, возвращаться к ним впоследствии - все это позволяет профессиональному художнику работать во много раз быстрее и эффективнее. Компьютерное произведение сразу готово к использованию в цифровых технологиях кино, игр, книжной и журнальной верстки, а вот полотно, написанное кистью, надо предварительно перевести в цифровой формат.

Одним из существенных достоинств компьютерной живописи является использование уникального инструментария. работа со слоями, нанесение текстур на нужные участки картины, генерация шумов заданного типа, различные эффекты кистей, фильтры и коррекция - все это недоступно традиционной живописи. Очевидны также и перспективы в этой работе. В совершенствовании техники и выразительных средств традиционное искусство достигло своего предела еще в XVIII в., а в компьютерной живописи, произведения которой пока еще заметно уступают лучшим полотнам гениев прошлого, открываются все новые горизонты для дальнейшего развития. Растет разрешение мониторов и мощность компьютеров, повышается качество цветопередачи, меняются и совершенствуются программы для цифровой живописи, существует принципиальная возможность создания новых способов и устройств для работы с изображением (проекторы или голография)...

Кажется, компьютеру подвластно все. Но так ли это на самом деле? Может ли он заменить человека-творца? До сих пор дискуссионным остается вопрос об ослаблении уникального авторского почерка, утрате высокого статуса мастера и профессионала в искусстве. Вполне возможно, что В.М. Васнецов, будь у него компьютер, не стал бы почти 20 лет трудиться над своим шедевром "Три богатыря". Кроме того, в чем ценность картины, созданной на компьютере, если ее можно размножить любым тиражом? Вот почему художник, занимающийся компьютерной живописью, вынужден ограничивать тираж своих работ (он отпечатывает снимок в одном - пяти экземплярах, после чего уничтожает оригинал).

С помощью компьютера можно создать не только картину, скульптуру, но и литературное произведение. Автор или группа авторов готовят схематичное описание всего того, что должно быть в книге, - сюжета, места действия, поступков героев. Компьютеру дается задание "оживить" это по определенным образцам. В течение нескольких минут компьютер комбинирует сцену, используя уже имеющиеся элементы и персонажи. Такие компьютерные книги создаются в считанные минуты.

По тем же правилам делаются компьютерные фильмы. У режиссера, как правило, имеется богатейшая база данных (отснятые заранее пейзажи, сцены, герои и т.д.). Компьютеру дается задание отобрать нужный материал и скомбинировать его в соответствии с заданной схемой. Подобная модификация материала осуществляется таким образом, чтобы избежать явных повторов и однообразия.

В процессе развития компьютерного искусства сложилось два направления. Первым возникло направление, представители которого, используя определенную компьютерную программу, не знают заранее, какой конечный результат они получат. Компьютер сам генерирует, производит изображения и фактически выступает в роли творца (например, создание электронных абстракций). Второе направление предполагает, что художник использует компьютер как средство моделирования и демонстрации законов, лежащих в основе художественного творчества. Для него это некое объединяющее в себе функции палитры и холста творческое пространство, в котором автор почти никак не ограничен в выборе спектра цветов, сложности достигаемых эффектов и цветовых рельефов. При решении конкретных творческих задач эти два подхода часто используются одновременно, позволяя объединить в одном произведении мастерство художника и компьютерные эффекты.

В последнее время появилось немало талантливых компьютерных художников, известных всему миру. большинство из них - профессионалы, работающие для крупных фирм, студий компьютерной графики и анимации. По-прежнему есть среди них  и свободные художники, напоминающие нам о классических мастерах. в одиночестве работающих в своих мастерских.

Медиахудожники - это настоящие творцы будущего. Их время обязательно настанет, потому, что новое, молодое поколение уже не боится компьютера и смело осваивает его безграничные возможности. 


Использованная литература:

  • Данилова, Г. И. Искусство : Содружество искусств. 9 кл.: учебник / Г. И. Данилова. - М. : Дрофа, 2014. - 302, [2] с. : ил.

Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 01 Май 2017 в 13:41
Категория: Консультация
Просмотрено 10473 раза
Комментирование отключено

Категории раздела

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 232
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21