Слово "проект" (от латинского projectus - "заброшенный вперед", "продвинутый") означает "план действий", "намерение", "предложение". Под проектом мы понимаем именно деятельность, направленную на создание новых продуктов, услуг, достижение уникальных целей.
Вся история развития человечества, если следовать трактовке термина, связана с реализацией проектов. великие открытия и освоение новых земель, формирование государств, строительство египетских пирамид и Великой Китайской стены - все это примеры глобальных шагов в развитии человечества, которые по существу являлись проектами. Гораздо большее число менее грандиозных проектов реализуется людьми и организациями в их жизни. Мы все реализуем проекты - строительство загородного дома и ремонт квартиры, создание своего имиджа и построение траектории своего образования, реализация жизненных планов и т.д.
Проект - уникальный комплекс взаимосвязанных работ (мероприятий), направленных на создание продукта или услуги в условиях заданных требований и ограничений.
Проект - ограниченное во времени специальноорганизованное изменение отдельной системы в рамках запланированных ресурсов и установленных требований к качеству его результатов.
Проект - это временное предприятие (мероприятие), предназначенное для создания уникального продукта, услуги или результата.
Проект - уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности, имеющий начальную и конечную даты выполнения, предпринимаемый для достижения цели, соответствующий установленным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам.
Основные и дополнительные признаки проекта можно сформулировать исходя из указанных определений.
Основные признаки проекта:
Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной и выполненное под контролем и консультированием учителя. Проект может состоять из отдельных частей, например из рисунков, чертежей на изготовление какого-либо изделия или разработки технологического процесса, содержащего расчеты, результаты исследования, экономические затраты и экологические особенности. Проекты нацелены на получение определенных результатов, иными словами, они направлены на достижение целей. Именно наличие целей является исходным условием начала проекта, и все усилия по его планированию и реализации предпринимаются для того, чтобы эти цели были достигнуты. Проект может иметь комплекс взаимосвязанных целей.
В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны решить следующие задачи:
Варианты проектов могут быть различными. вся деятельность проекта направлена на достижение поставленных целей. Цели определяют содержание работ проекта, которые необходимо выполнить для достижения целей проекта. каждый проект уникален.
Продукт проекта - материальная или иная сущность, производимая в ходе проекта, создание и использование которой обеспечит в итоге достижение целей проекта.
Каждый проект имеет свои особенности, связанные как с содержанием работ, так и с условиями реализации.
Всю работу по выполнению творческого проекта можно разделить на три этапа: поисковый, технологический и аналитический (каждый из которых включает в себя определенные действия - шаги).
На поисковом этапе выбирается тема проекта: для кого и для чего, что именно вам хотелось бы создать (сделать). Выбор темы основывается на выявленной потребности или проблеме. Выбор темы — это первый исследовательский и поисковый этап творческой работы обучающегося. Он предполагает самостоятельность учащегося, исходя из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического смысла. На этом этапе происходит уточнение задания на изготовление продукта проекта, в том числе арт-объекта, отдельного изделия или коллекции. Определяется концепция или идея проекта. Формулируются задачи проектирования.
Определяются источники информации (учебник, литература по теме, Интернет-ресурсы, образовательные программы для школьников).
Формируются группы для выполнения задания (если предусмотрена групповая работа).
Проводится анализ технологической обеспеченности и возможности выполнения данного проекта, составляется план работы над проектом и график консультаций.
На технологическом этапе выполняется конструирование продукта проекта (изделия, коллекции, макета). Можно использовать любую литературу, где представлены изделия, которые вас интересуют, идеи по их созданию или усовершенствованию. Окончательный вариант конструкции необходимо выполнить в виде графического изображения (эскиз, технический рисунок, чертеж) со всеми данными, необходимыми для его изготовления.
Далее на технологическом этапе планируется технология изготовления продукта проекта (разрабатываются технологические и маршрутные карты) и выполняется вся работа по его созданию. Необходимо соблюдать при этом правила безопасной работы.
На аналитическом этапе создания проекта проводится испытание и контроль готового изделия, определение материальных затрат на его изготовление, оценка проекта и изделия.
К защите должны быть представлены пояснительная записка к проекту, готовое изделие и презентация защиты. В вашу задачу входит раскрыть достоинства и недостатки выполненного проекта, ответить на все связанные с ним вопросы.
Теоретическая часть проекта - пояснительная записка (текстовый документ) состоит из глав, параграфов, при необходимости, разделов и подразделов. Вне зависимости от решаемых задач и выбранных подходов структура работы должна включать:
На титульном листе необходимо представить подробную информацию об авторе проекта: ФИО, название региона и населенного пункта, образовательной организации и класс, в котором обучается участник; ФИО руководителя проекта.
Содержание творческого проекта или Оглавление проекта включает название глав, которые точно повторяют заголовки в тексте. "Содержание" помещается на втором листе. Все главы в "Содержании" начинаются с заглавной буквы, названия глав приводятся с указанием страниц, с которых они начинаются.
Во введении отражаются цели и задачи проекта; обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью; формулируются задачи и круг вопросов, необходимых для их решения; указывается объект исследования.
Цель проекта вытекает из темы, которая определяется выявленной проблемой. А задачи проекта конкретизируют содержание деятельности обучающегося.
При выполнении проекта научно-исследовательского характера во введении указывают актуальность темы, объект исследования, предмет, цели исследования, методы исследования, новизну, практическую значимость и возможность внедрения данного предложения.
Опорные определения и терминология:
Схема составления цели творческой работы:
Задачи творческого проекта
Задачи творческого проекта — это все последовательные этапы организации и изготовления изделия с начала до конца.
Задачи творческого проекта описываются учащимися после цели. Для того. чтобы определить задачи творческого проекта, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: "Что нужно сделать, чтобы достичь цели проекта?" Обычно задачи творческой работы перечисляются (научиться..., разработать..., усовершенствовать..., ознакомиться..., освоить..., определить..., выбрать..., подобрать..., провести..., изучить..., развить..., соблюдать..., проанализировать..., закрепить... и т.п.).
Историческая справка по проблеме проекта
Технологическая часть
В технологической части, обычно в соответствии с планом творческого проекта, необходимо разработать последовательность выполнения объекта. она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту творческого проекта, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.
Экономическое обоснование проекта, расчеты
В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление продукта проекта, результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности продукта проекта.
Экологическое обоснование проекта (экологическая чистота продукта проекта)
Экологическая оценка проекта: обоснование того, что изготовление и эксплуатация проектируемого продукта проекта не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека. Экологическая оценка проекта включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления продукта проекта из материалов - отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта.
Заключение творческого проекта
Краткие выводы по результатам выполнения проекта, оценка полноты решения поставленных задач. Последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, дается самооценка о проделанной работы.
Список литературы творческого проекта
После заключения принято указывать список литературы и электронные ресурсы, использованные при выполнении проекта.
Приложения творческого проекта
Дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, карты, графики, рисунки, фотографии и т.п. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются (без знака №) и т.д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки.
К защите каждый учащийся представляет пояснительную записку и продукт проекта (изделие, арт-объект и т.п.). Для выступления дается 5-7 минут. после выступления присутствующие могут задать вопросы, высказать свое мнение.
Во время защиты творческого проекта необходимо представить свой готовый продукт проекта, рассказать о нем по следующему плану:
6. Себестоимость продукта проекта
7. Указать на положительные и отрицательные особенности вашего продукта проекта, то есть подчеркнуть достоинства и выявить недостатки выполненного продукта проекта.
Доклад защиты должен сопровождаться показом материала, подготовленным в электронном варианте с помощью программы Microsoft PowerPoint или ее аналогов в виде слайдов, видео-аудио материалов.
При оценке продукта проекта учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность продукта проекта, эстетическое оформление продукта, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.
При оценке пояснительной записки следует обращать внимание на грамотность оформления, на оформление титульного листа, на полноту раскрытия темы задания, оформление, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей, эскизов, рисунков.
При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность, убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).