Эгейская культура (крито-микенская) предшествовала культуре Древней Греции и была связующим звеном между более древними культурами Азии, Египта и самыми ранними культурами Европы.
Грандиозные дворцы со священными садами, настенные росписи и рельефы, атрибуты религиозного культа и расписные вазы – прекрасные памятники эгейского искусства. Особое понимание жизни природы и места в ней человека, пристальное внимание к его внутреннему миру – характерные особенности и своеобразие крито-микенского искусства.
Кносский дворец (обнаружен на Крите в начале XX в.) – большой архитектурный комплекс, который считается самым сложным многоэтажным строением тех времен. Дворец очень необычной структуры, напоминающей лабиринт, в котором легко заблудиться (множество залов, коридоров, потайных лестниц и переходов).
Кносский дворец. XVI в. до н.э. Реконструкция. Ираклион
Кносский дворец – это ансамбль, не имеющий четкой структуры, гармония которого создана не симметрией, а свободным сочетанием форм. Деревянные колонны необычной формы, окрашенные в красные тона, являются главным украшением дворца. Стволы колонн сужаются книзу и напоминают поставленные остриями вниз конусы. Балки перекрытий находятся на широких частях колонн. Колонны образуют торжественные ряды у входа во дворец и как бы сбегают вниз по лестницам. Архитектурные сооружения Кносского дворца соразмерны человеку.
Согласно легенде, царь Крита Минос держал во дворце-лабиринте чудовище – Минотавра, на съедение которому из Афин должны были присылать девушек и юношей.
Львиные ворота находятся в городе Микены на полуострове Пелопоннес, они являлись центральным входом в крепость Микен.
Львиные ворота. XIV в. до н.э. Микены
Необычна конструкция ворот, сложенных из трёх огромных каменных глыб (длина верхнего камня 5 м., толщина 1 м.). Треугольная известняковая плита с рельефным изображением колонны (священного символа правителей Микен) располагается над пролётом ворот, по бокам располагаются фигуры львов. Далее, над долиной возвышался неприступный акрополь («верхний город»), обнесённый крепостной стеной (около 900 м. в длину и 6-10 м. в толщину). Стены складывались из огромных, весом 5-6 т. каменных глыб, лежащих одна на другой (такую кладку позже назовут «циклопической», греки считали её созданием легендарных одноглазых великанов – циклопов.
Сохранившиеся до наших дней фресковые росписи Кносского дворца представляют живопись эгейского искусства. Произведения живописцев: сцены торжественных церемоний, театральные представления, религиозные процессии, связанные с культовыми праздниками, игра детей, ритуальные танцы девушек и юношей со священным на Крите быком, – поражают богатством воображения. Все они созданы невероятно богатой цветовой палитрой, при помощи всего лишь пяти красок: чёрной, белой, голубой, жёлтой, красной.
Игра с быком. Фреска. Около 1500 г. до н.э. Археологический музей, Ираклион
Фрескам Кносского дворца свойственна условность цвета: тёмной кирпично-красной краской рисуются мужские фигуры, а светлой – женские. Женские хрупкие фигуры с тонкими талиями, считались идеалом красоты. Сохранившийся фрагмент фрески с фигурой девушки археолог Артур Эванс назвал «Парижанка».
«Парижанка». Фреска. Около 1500 г. до н.э. Кносский дворец
Фреска была размещена в помещении второго этажа Кносского дворца и изображала ритуальный пир, участники которого сидели друг напротив друга с чашами в руках, но сохранился лишь этот фрагмент фрески с фигурой девушки.
Богатейшая и оригинальная культура, созданная на островах и побережье Эгейского моря предшествовала становлению культуры античного мира.