Камарес (лат. Kamares) – стиль росписи керамических изделий, распространенный на острове Крит (прибл. 1900–1650 гг. до н. э.).
В Археологическом музее столицы острова Крит – Ираклионе представлены керамические вазы с необычными орнаментами в стиле Камарес. Чтобы понять особенности этого стиля, рассмотрим историю развития эгейской культуры, крито-микенского искусства и критской керамики.
Важнейшие центры эгейской культуры находились на острове Крит и полуострове Пелопоннес. Одна из самых загадочных древних цивилизаций стала известна в конце XIX в. – начале XX в. благодаря археологическим раскопкам. Эгейская культура развивалась параллельно с культурами Древнего Египта и Древнего Междуречья, она переняла некоторые характерные для них элементы (особенно в орнаментах). Но вершиной эгейского искусства являются непревзойдённые образцы архитектуры, декоративно-прикладного искусства, вазописи и фрескового искусства. Сохранились высказывания философа Платона о Крите, описания историков Геродота и Фукидида. Крит упоминается как родина верховного олимпийского бога Зевса, сюда Зевс увёз прекрасную Европу, превратившись в золотого быка, здесь совершил свой подвиг Геракл, здесь появилась легенда о царе Миносе, Тесее и Минотавре.
«Крит, великого Зевса остров, лежит среди моря,
Горы идейские там, колыбель это нашего рода.
Сто городов населяют великих богатые царства.»Вергилий. "Энеида" Песнь III, ст. 104-106. Перевод В. Брюсова и С. Соловьева
Необычная история Крита подчёркивает творчество невероятно искусных и талантливых древних мастеров, художников с развитым чувством прекрасного.
Замечательные произведения вазовой керамики, удивляющие техническим совершенством, необычностью и разнообразием форм, оригинальностью орнаментов и живописного рисунка были обнаружены в одной из пещер у селения Камарес . «Камарес» – название стиль получил от поселения Камарес на склоне горы Ида. Светлая полихромная роспись, наносимая по тёмной поверхности, характеризует вазы этого стиля. Великолепные образцы стиля Камарес датируются рубежом III и II тысячелетия. В изготовлении критской керамики использовался гончарный круг, который позволял улучшить технику изготовления глиняной посуды. Мастера стиля Камарес использовали удивительные узоры, главным мотивом которых была спираль в невероятно фантастических вариациях.
Ваза «Осьминог». Около 1450 г. до н.э. Археологический музей, Ираклион
«Осьминог охватил своими длинными и гибкими щупальцами поверхность асимметричной вазы с плавным, закругленным контуром и такими же ручками. Наблюдая за волнообразными движениями щупальцев, кажется, что сама ваза пульсирует, то расширяясь, то сокращаясь. Мы как будто видим осьминога сквозь просвеченную солнечными бликами глубину тёплого моря.»
Вазы в стиле Камарес гармоничны, изящны, живописны.
Ваза в стиле Камарес. Около 1450 г. до н.э. Археологический музей, Ираклион
«Они пленительны и нежны,
Они изысканно-небрежны,
То гармонически размерны,
То соблазнительно неверны,
Всегда закончены и цельны,
Неизмеримо-нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих...
Как исхищренны их узоры
Ласкающие сладко взоры:
В запутанности линий гнутых,
То разомкнутых, то сомкнутых,
Как много жизни претворённой, –
Пресыщенной и утомлённой
Холодным строем красоты,
В исканьях новой остроты!
И вот, причудливо согнуты,
Выводят щупальцами спруты
По стенкам нежные спирали;
Плывут дельфины на бокале,
И безобразны и прекрасны...»В. Я. Брюсов стихотворение "Эгейские вазы"
Сохранившиеся образцы вазовой керамики в стиле Камарес (сосуды и вазы разного назначения) отличает необычайное чувство гармонии формы и орнамента.
Эгейское (крито-микенское) искусство явилось основой развития греческой художественной культуры.