Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Искусство живописи. Опыт великих мастеров

Живопись — вид изобразительного искусства; художественное изображение реального и воображаемого мира на плоскости с помощью цветных материалов.

Искусство изображения — это искусство мышления, призванное подчеркнуть важность человеческой способности видеть.

Р.  Магритт

Смысл слова «живописать» в Толковом словаре В. И. Даля определяется как «изображать верно и живо», то есть сходно с природой.

Вроде бы всё просто и понятно. Но чем и как можно объяснить притягательную силу живописных работ великих мастеров? Как понять особый выразительный язык и художественную форму их великих полотен? Постараемся найти объяснение в само́й теории живописи и рассмотрим приёмы и способы работы знаменитых художников. Каждое художественное произведение представляет нам неограниченные возможности творческого самовыражения художника. «Поэзией в красках» назвал живопись Леонардо да Винчи в трактате «Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором». 

Теоретики искусства утверждают, что язык искусства является своего рода кодированным сообщением, поэтому в творческой деятельности важно знать способы передачи и получения изобразительной информации и уметь применять их. Рассмотрим основные выразительные средства языка живописи — цвет, светотень и мазок.

Цвет — главное выразительное средство живописи, он же является важнейшим признаком материального мира. Цвет позволяет передать многообразие предметного мира во всём его красочном богатстве, цвет создает эмоционально-смысловой строй художественного произведения.  Каждый цвет «читается» как слово и особый знак, как символ и ассоциация.

Мастера живописи на протяжении многих веков создавали свои великие полотна, вкладывая в своё творчество не только мысли и чувства, но и открывая новые приёмы и методы работы с художественными материалами. Замечательным колористом в истории мировой живописи считается Эжен Делакруа (1798—1863), умевший извлекать из палитры самые чистые и звенящие краски. Выразительность и новизна его приёмов работы с цветом основывалась на научных достижениях в области оптического смешения цветов и их контраста. Цвет придаёт особую выразительность живописному произведению

Цвет достигает своей полной выразительности тогда, когда он организован и его интенсивность соответствует интенсивности чувств художника.

А. Матисс

Другим важнейшим средством является светотень — градации светлого и тёмного на объёмной форме предмета, свойство освещённости поверхности формы естественным или искусственным светом. Силу воздействия светотени в живописи отметил испанский драматург и поэт Кальдерон де ла Барка (1600—1681):

«Так при известном освещенье
Картина может чаровать,
А при ином в нас вызывать
Способна даже отвращенье, —
Так грубо будет превращенье».

Перевод Т.Л. Щепкиной-Куперник

Светотень была важнейшим компонентом создания художественного образа в живописных произведениях итальянского художника Караваджо (1571—1610). Микеланджело Меризи Караваджо один из первых применил манеру письма с резким противопоставлением света и тени.

Микеланджело Меризи Караваджо. Мадонна с чётками

Выразительность живописного произведения достигается ещё одним важным средствомхарактером мазка. Мазок — след краски, оставленный кистью; главный инструмент живописца. Мазок формирует особую фактуру красочной поверхности, может быть гладким при гладком и ровном письме, пастозным (фактурным), лессировочным (жидким, прозрачным). Характер мазка, его движение, направление, усложнённые формы придают особые качества живописному произведению.

Рассмотрим несколько работ великих художников живописцев (Винсент Ван Гог, Поль Сезанн, Поль Синьяк, Михаил Врубель), обратимся к их опыту и мастерству, проанализируем средства и техники их творчества. Учимся у великих профессионалов!

Картины Винсента Ван Гога привлекают динамикой и экспрессией. Художник с помощью цвета и направления мазка создаёт ощущение уходящего от нас пространства, колебания травы, движущихся облаков и палящего солнца. Ван Гог использовал выразительные, взволнованные, гибкие мазки, чёрные контуры и яркие цвета, создавал напряжённые, эмоционально-насыщенные пейзажи. Ван Гог использует импасто (итал. impasto — тесто) — прием в живописи наложения толстого слоя краски густым мазком, что придает картинам Ван Гога особую фактуру. 

Винсент Ван Гог. Звёздная ночь 

Винсент Ван Гог. Дорога с кипарисом и звездой

Картины Поля Сезанна раскрывают мастерство художника, его особое владение средствами живописи. Художник с помощью цвета и направления мазка лепит объёмные формы, создаёт ощущение весомости горных масс, берегов реки, покрытой травой, деревьев, воды с отражающимися в ней облаками.

Поль Сезанн. Пейзаж в Эксе (гора Святой Виктории)

Поль Сезанн. Берег Марны

На картинах Поля Синьяка многоцветный и яркий, сияющий мир создаётся из мелких цветных мазков, похожих на точки (техника пуантилизма — краски не смешиваются на палитре, а наносятся на холст мелкими мазками, усиливая звучание цвета). Эта техника живописи представляет собой систематическое наложение раздельных чётких мазков в виде точек или мелких квадратов.

Поль Синьяк. Сен-Тропе, закат в сосновом лесу

Поль Синьяк. Систерон

Михаил Александрович Врубель писал с помощью мелких цветных мазков тяжёлые гроздья цветущей сирени, передавая ощущение тихого шороха и нежного запаха колышущих ветвей. Цветовой выбор художника, колорит его картин остаётся до сих пор особенным и неподражаемым — холодные фиолетово-лиловые оттенки с ускользающим перламутром, передающие затаённые надежды и невысказанные признания.

Михаил Врубель. Сирень

Михаил Врубель. Демон сидящий

Мы обозначили влияние основных выразительных средств живописи произведений великих мастеров на эмоциональное звучание картины. Каждое произведение живописца — это его мысли и чувства, воплощенные в конкретном образе при помощи особых способов и приёмов работы с живописными материалами. Владение техникой мазка, цветом (колористикой), светотенью — всё это составная часть живописной грамоты. Используя эти навыки, мы сможем «изображать верно и живо», то есть сходно с природой, обогатить свои познания в сфере искусства живописи, понимать язык живописи, а возможно и совершать открытия в своём творчестве. 

В живописи мастерство образа состоит из двух сущностей — декоративной и психологической. Первая — это порядок распределения формы в картинной плоскости, то есть приведение частей в гармонию, чтобы глаз воспринимающий приобретал физический покой, углубляющий внимание для восприятия второй сущности — психологической.

К. Петров-Водкин


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 24 Мар 2022 в 02:54
Просмотрено 733 раза
Комментирование отключено

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 234
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21