Свой неповторимый вклад в развитие садово-паркового искусства внесли японские мастера. Истоки садово-паркового искусства Японии восходят к древности, когда люди поклонялись воде, камням, горам, скалам...
В представлении японцев вода – это зеркало мира, воплощение покоя, предстающего нескончаемой игрой отражений. Вода – воплощение текучести, изменений и превращений жизни.
Камни (в представлениях японцев) созданы из "чистейшей энергии Неба и Земли". Камни – вестники вечного, навевающие думы о прошлом. Внести камни в сад и правильно их расположить – значит внести круговорот энергии в пространство сада, воплотить идею мира в миниатюре. Ценили в камнях игру цвета, узоры, прожилки на поверхности, наличие пустот, способность издавать звук от удара железной палочкой.
На основе этих представлений и традиций японские мастера создают разные типы садов:
Сад деревьев несет основные смысловые акценты через искусно расположенные деревья разных пород.
Сад воды - главную роль играет вода, представленная во всех своих изменчивых проявлениях (водопады и струйки, ключи и ручьи, пруды и тихие заводи).
Красоту воды дополняют красота живого дерева и мертвого камня.
Рассмотри пример одного из самых необычных японских садов. Сад камней Рёандзи в Киото ("Плоский сад") XV – XVI вв. Здесь нет ни гор, ни деревьев, ни воды, ни единого цветка. Сад камней Рёандзи – воплощение философской идеи строения мира, своеобразная модель вселенной.
Пятнадцать крупных, темных камней горного происхождения и светлый морской песок – составляющие этого необычного сада. Темно-зеленый мох окружает камни, расположенные группами на небольшой прямоугольной площадке. С любой точки сада можно увидеть только четырнадцать камней, что привносит в восприятие элемент загадочности. Камни окружает песок с проведенными по нему бороздами, символизирующими морскую стихию, волны и океан.
В этом саду нет ничего, что изменяется, растет и увядает, подвергается воздействию времени. Все здесь создает атмосферу философского самоуглубления, сосредоточивает человека на главном – на переживании пространства. Внешнее спокойствие и статичность этого сада, на самом деле изменчивы и условны. Каждое мгновение сад меняется и совершенно неповторим в разное время суток и года.
Важный принцип японских мастеров – создавая парки и сады, стараться подчеркнуть их естественность, в ней они видят особую выразительность. Беседки и домики для чайных церемоний, мостики, арки и скамьи как бы оттеняют и подчеркивают эту естественность.
Главное в садово-парковом искусстве Японии- глубочайшее философско-поэтическое осознание роли природы в жизни человека.