Наиболее яркие и самобытные черты национального искусства Японии отражает знаменитая цветная гравюра XVII – первой половины XIX в.. Укиё-э ("искусство быстротекущего мира") – главное направление развития гравюры.
Укиё-э – "искусство быстротекущего мира". В творениях японских художников запечатлено сиюминутное мгновение, едва заметная смена чувств и эмоций в жизни природы и человека.
Художников-мастеров укиё-э было очень много и каждый работал в своем любимом жанре. Одни воспроизводили сцены из театра Кабуки, другие создавали портреты известных и знаменитых людей, третьи создавали великолепные пейзажи.
Китагава Утамаро (1753 - 1806) посвятил себя редкому жанру "бидзинга" – изображению красавиц. Ему удалось создать особый тип женской красоты в своих произведениях. "Еще никому не удавалось так тонко передавать характер женщины, как Утамаро", – утверждал Игорь Грабарь. "Огия Касен" –одна из самых известных гравюр художника.
Китагава Утамаро. Огия Касен
На гравюре изображена молодая женщина в раздумье. Её лицо очень грустное и печальное. Прелестная Огия Касен облокотилась на правую руку, в которой держит кисточку, в левой руке держит лист бумаги, приготовленный для письма. Кому предназначено письмо? Возможно возлюбленному. В ее задумчивой позе, наклоне головы, непроизвольном жесте рук, изысканном колорите – сдержанность, деликатность и такт. Лицо женщины почти ничего не выражает, её образ условен, но как о многом он говорит зрителю. Самыми скупыми средствами графики Китагава Утамаро добивается подлинной выразительности образа женщины. Его замысел – идеальный образ женской красоты: нежный овал лица, высокий открытый лоб, бархатистые густые брови, линия которых повторяет линию глаз, губы, похожие на два розовых лепестка, изящные тонкие пальцы и запястья рук, изысканность сложной прически. Огия Касен не просто красива, она гармонично прекрасна, ей свойственна возвышенная и утонченная красота. Художник вывел образ красавицы за границы конкретного мгновения, определив ему жизнь в вечности.
Кацусика Хокусай (1760–1849), последователь Утамаро в искусстве цветной гравюры. Серия картин "36 видов Фудзи" – вершина его творчества. На всех гравюрах, включая самую известную "Большая волна в Канагава", изображена священная гора Японии – Фудзи, это прекрасные цветные гравюры по дереву.
Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагава
Кацусика Хокусай. Ливень под горой
Кацусика Хокусай. Мост Маннэн в Фукагаве
Кацусика Хокусай. Район Сундай в Эдо
Андо Хиросито (1787/1797 –1858) мастер гравюры, виртуозно передающий едва уловимые состояния природы. Его произведения выделяются особенными эффектами изображения снега, тумана и дождя. Серия "53 станции Токайдо" отражает скромное обаяние японской провинции и неповторимую прелесть и красоту природы.
Андо Хиросито. 2-я станция: Кавасаки
Андо Хиросито. 4-я станция: Ходогая
Андо Хиросито. 9-я станция: Одавара
Андо Хиросито. 13-я станция: Хара
Свои жизненные устремления японские мастера гравюры выражали так:
"Жить лишь дарованным тебе мгновением, наслаждаться, любить, любуясь луной, цветением вишен, осенними листьями кленов, петь песни, пить вино и развлекаться, ничуть не заботясь о нищете, вызывающе глядящей нам в лицо, бездумно отдаваться потоку, подобно тыкве, бесстрастно влекомой течением реки. Это то, что мы называем укиё"