XX век отмечен чрезвычайным разнообразием художественных направлений в изобразительном искусстве. Их многообразие объясняется желанием разрушить классическую художественную систему и поисками новых путей в изобразительном искусстве, интенсивными экспериментами. Тон начинают задавать художники, выработавшие собственные правила и законы живописи. Многие из них используют цветовые контрасты, необычные композиционные ритмы, работают в загадочной декоративной манере. Одни считают главным рисунок и композицию, другие выдвигают на первый план свет и цвет, а третьи предпочитают динамику и пластику.
Абстракционизм (от лат. abstractus - отвлеченный) - одно из главных направлений в искусстве XX века, в котором структура произведения основывается на формальных элементах - линиях и цветовых пятнах. Произведения абстракционизма воплощают субъективные впечатления и фантазии художника, поток его сознания. Основоположниками абстракционизма считаются Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан, Франтишек Купка и Робер Делоне.
Василий Кандинский "Картина с кругом" 1911 года.
Кандинский провозгласил свободу художника в выборе средств, стилей и манеры творчества. В своей книге "О духовном в искусстве" (1911) он писал: "Цвет - это клавиш; глаз - молоточек; душа - многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу. Гармония красок может основываться только на принципе целесообразного затрагивания человеческой души". В этой книге художник отмечает, что произведение искусства рождается точно так, как рождаются новые миры во Вселенной. Опираясь на учение И.В. Гёте о цвете в живописи, Кандинский разрабатывает собственную концепцию цветов, способных вызывать у человека определенные эмоции.
В последний период творчества он почти не использует термин "абстрактная живопись", на смену ему приходит "язык универсума", в котором он обращается к геометрическим формам: треугольнику, квадрату и кругу. Каждая из этих форм, по его мнению, обладает собственным содержанием, способностью выступать в качестве определенного знака-символа.
Василий Кандинский. Поперечная линия. 1923 год
В.В. Кандинский - уникальная и универсальная личность. В историю искусства он вошёл не только как блестящий живописец и талантливый теоретик. Хорошо известны созданные им интерьеры, эскизы мебели и росписи по фарфору, проекты моделей одежды.