Сегодня трудно представить нашу жизнь без фотографии. Желая запечатлеть какие-то важные события, понравившиеся нам места, мы берем в руки фотоаппарат и делаем снимки на память. А иногда открываем старый семейный альбом и с удовольствием рассматриваем дорогие нашему сердцу фотографии.
В статье представлен материал из учебника "Искусство: Виды искусства" Г.И. Даниловой.
Датой рождения фотографии принято считать 7 января 1839 года, когда на заседании Парижской академии наук были изложены общие принципы воспроизведения изображений, открытые в 1835 году французским художником, химиком и изобретателем Луи Дагером (1787 - 1851). Он опирался на опыты другого французского изобретателя - Нисефора Ньепса (1765 - 1833). В 1826 году Ньепс изобрел гелиографию ("письмо посредством солнца") - способ закрепления изображения с помощью световых лучей. Открытие фотографии стало поворотным моментом в развитии не только техники, но и искусства.
Первые, еще весьма несовершенные фотографии, названные дагеротипами, поразили современников детальной точностью воспроизведения предметов. Они воспринимались как слепки с тех фрагментов действительности, которые попали в объектив камер. Это были лица людей, интерьеры, виды Лувра и башен собора Парижской Богоматери, набережная Сены...Французский художник Э. Делакруа писал: "Дагеротип - больше, чем просто копия, — это зеркало предмета; определенные детали, почти всегда не отражающиеся на рисунках с натуры, дагеротип воспроизводит, наделяя их особенной значимостью".
С новым способом создания изображений начали активно экспериментировать. Очень скоро фотография стала посредником между человеком и окружающим его миром.
Фотографию (от греч. photos - свет и grapho -писать, рисовать) называют искусством светописи. Но как можно писать светом? При помощи чего? Не углубляясь в довольно сложную технологию получения изображений, скажем, что они возникали в результате воздействия световых лучей на специально обработанные химическим способом светочувствительные пластинки.
Этот оптический феномен был известен еще в древности. В записках древнегреческого ученого Аристотеля описан способ получения перевернутого изображения с помощью светового луча, проникающего в темную комнату через маленькое отверстие. Такое помещение называли камерой-обскурой (лат. camera obscura - темная комната).
Средние века этим изобретением пользовались для наблюдения за солнечными затмениями. В эпоху Возрождения принцип действия камеры-обскуры описал Леонардо да Винчи. Позднее в отверстие стали вставлять линзы, что позволило во много раз увеличить яркость получаемого изображения, а саму камеру уменьшить до размеров небольшого ящика. Ею пользовались художники XVI - XVII вв., чтобы более точно зарисовывать предметы окружающего мира.
Итак, фотография — это созданный химико-техническими средствами зрительный образ, который может достоверно и художественно отражать предметы или явления окружающей действительности.
В 1840 году был открыт способ получать негатив, с которого можно воспроизводить множество копий. Изобретение этого метода, ставшего основой современной фотографии, принадлежит английскому физику и химику Уильяму Толботу (1800-1877).
Кроме того, Толбот первым начал снимать отражающиеся в воде предметы, ветки деревьев, хрупкие крылышки мотыльков, семена одуванчика... Все чаще фотографы стремились зафиксировать мимолетные, сиюминутные впечатления от увиденного. Фотография позволила не только остановить прекрасное мгновение, но и увековечить его. Вот почему искусство фотографии нередко называют зрительной памятью человечества.
Действительно. никакой другой вид искусства не может передать такое ощущение времени, какое дает нам фотография. Она переносит зрителя в прошлое, и оно продолжает жить на фотопленке. Эту уникальную способность фотографии "продлевать полет жизни" очень точно выразил поэт А.А. Тарковский:
В сердце дунет ветер гонкий,
И летишь, летишь стремглав,
А любовь на фотопленке
Душу держит за рукав.У забвения, как птица,
По зерну крадет - и что ж?
Не пускает распылиться,
Хоть и умер, а живешь...Все, что мило, зримо, живо,
Повторяет свой полет,
Если ангел объектива
Под крыло твой мир берет."Фотография", 1957 г.
Со временем фотографы все больше стремились не только отображать окружающий нас мир. но и выражать свое отношение к нему. Их нередко обвиняли в "близорукости", им отказывали в творческой фантазии, а они творили настоящие чудеса. Фотоснимки признанных мастеров представляли собой не мертвые слепки с натуры, а яркие художественные образы, созданные творческим воображением их авторов. Дальнейшее усовершенствование техники открывало безграничные возможности для творчества. Фотоаппарат в руках мастера оказался послушным инструментом для воплощения авторского замысла.
Фотохудожники могли сделать изображение размытым и расплывчатым, могли уменьшить или увеличить деталь. исключить излишние подробности. Они могли придать снимку вид гравюры, передать глубину тонов, изменить соотношение света и тени, создать впечатление рисунка углем или живописи на холсте. В своих работах они предпочитали недосказанность, предоставляя возможность зрителям что-то додумать и дорисовать в своем воображении. Все больше художники стремились к передаче настроения. В результате усложнившегося технологического процесса фотограф стал создавать один-единственный оригинальный снимок, который нельзя было тиражировать.
Так абсолютное сходство, главное качество фотографии, стало приобретать второстепенное значение. Именно с этого времени фотография становится полноправным искусством в ряду других искусств.
Фотография сегодня — это одно из важнейших средств массовой информации, без которого немыслима современная жизнь. Мы видим фотографии на страницах газет и журналов, рекламных щитах. Это действительно мощная индустрия и одновременно увлекательное хобби. На фотографии может быть запечатлено буквально все - от рождения человека до жизни неведомых галактик, от стремительного полета пули до извержения вулкана.
Сегодня история фотографии насчитывает более 170 лет. Несомненно, возраст солидный, однако по сравнению с историей других искусств (театра, живописи, литературы) он не столь велик. Но фотография уже проникла в сферу искусства - активно участвует в создании инсталляций, органично монтируется в театральные декорации. Она успела дать жизнь экранным искусствам - кинематографу, телевидению. Она помогает ученым более пристально вглядываться в окружающий мир. фиксирует важнейшие события в жизни страны, создавая документальные свидетельства эпохи. Шагом вперед стало получение объемных, голографических изображений, а использование новейших цифровых технологий обеспечило фотографии качественно новую жизнь.
Связь художественной фотографии с произведениями изобразительного искусства прослеживается и в использовании традиционной системы жанров: портрета, натюрморта, пейзажа и бытового снимка.
В портрете главное внимание уделяется индивидуальным и характерным особенностям человека, выражению его лица, позе, жестам и бытовым деталям. пространство призвано подчеркнуть и оттенить своеобразие модели. В натюрморте важен отбор предметов, их связь в общей композиции и возможность расстановки в определенных ракурсах, освещенность. пространство здесь выступает как нейтральный фон, на котором запечатлевается не мгновение, а длящаяся в вечности "тихая жизнь вещей". В пейзаже на первый план выдвигается пространство, в котором важны все фиксируемые объекты. Главная задача сводится к передаче их взаимосвязи и ритма жизни природы. В жанровом (бытовом) снимке главное внимание сосредоточено на происходящем событии, особенностях взаимодействия фигур и предметов в пространстве.
Можно также выделить и специфические жанры фотографии, к которым относятся фрагмент и фотомонтаж.
Во фрагменте запечатлевается не весь объект, а только его часть. Как и в кинематографе, это составляет примерно 30% изобразительной плоскости, то есть крупный план. Фрагмент используется для выявления главного и существенного в изображении. Принцип фрагментарности применяют и живописцы, но у них он выполняет роль своеобразной заготовки, эскиза для будущего произведения. В фотографии фрагмент выполняет полноценную художественную роль и может выявлять авторский замысел.
Фотомонтаж (печатание одного снимка с нескольких негативов) позволяет автору сконструировать композицию кадра по своему выбору и вкусу, а также преодалеть пространственно-временные рамки изображения. Кадр создается из отдельных фрагментов, ранее зафиксированных фотохудожником. Такой способ позволяет автору оторваться от реальности и привнести в фотографию собственное видение окружающего мира.
В качестве примера обратимся к "Автопортрету" Эля Лисицкого (1890-1941). Сфотографировав свою ладонь с циркулем на фоне миллиметровой бумаги, он поверх руки напечатал с другого негатива свое лицо. Два снимка наложились друг на друга. В результате глаз художника как будто просвечивает сквозь ладонь, и рука становится "видящей". Конечно, этот снимок воспринимается как метафора - символ творческой энергии.
Не всякая фотография имеет отношение к искусству, но каждая обладает возможностью стать произведением искусства. Это происходит в том случае, если в ней есть художественный образ, если фотография не только отражает окружающий мир, но и выражает авторское отношение к нему. В арсенале фотографии немало художественных средств выразительности. Среди них : композиция, план, ракурс, свет и тень, ритм.
В создании композиции кадра автор обычно выступает в качестве режиссера. Организуя пространство, он прежде всего учитывает, в каких отношениях между собой находятся объекты съемки, а потому его интересует передача движения, действия, жестов. Кроме того, он учитывает пластические возможности предметов, выраженные с помощью линий, тональных или красочных пятен. Действенные связи фотохудожник фиксирует с учетом реальности, а пластические выстраивает по своему усмотрению.
Уже вскоре после изобретения фотографии стало ясно, что изменение дистанции между снимаемым объектом и камерой открывает огромные возможности. Изображение можно укрупнить или уменьшить, приблизить к зрителю или, наоборот, отдалить от него. В фотографии, как и других видах изобразительного искусства, и в особенности в кинематографе, существуют понятия дальнего, среднего или крупного (ближнего) планов. Их использование является важнейшим средством воплощения авторского замысла. Так, максимально приближая объектив камеры к лицу человека, французский художник и фотограф Надар (1820-1910) добивался эффекта глубокого проникновения в сущность характера. Одним из его высших художественных достижений стал снимок "Глаза композитора Шарля Гуно".
Надар много экспериментировал в поисках новых форм в области фотографии. Особенно его увлекали опыты фотографирования с высоты птичьего полета. В 1858 году он поднялся над Парижем на воздушном шаре и впервые сверху запечатлел город. Известно, что художник О.Домье откликнулся на это событие карикатурой с ироничной подписью "Надар, поднимающий фотографию на высоту искусства". Эта подпись оказалась пророческой.
Важную роль в фотографии играет и ракурс - изменение формы фигуры или предмета в перспективе с сокращением удаленных от зрителя частей. Благодаря ракурсу фотография смогла стать искусством. Если первоначально снимали с уровня глаз, то впоследствии стали менять ракурс. Известный русский художник А.М.Родченко в статье "Пути современной фотографии" писал: "Мы должны снять с глаз пелену...Снимайте со всех точек...И самыми интересными точками современности являются точки сверху вниз и снизу вверх и их диагонали". Действительно, неожиданный, подчас парадоксальный ракурс позволяет совершенно по-новому увидеть хорошо знакомые предметы.
Большое значение в создании художественной фотографии имеют свет и тень, позволяющие выделить главное, сформировать смысловой центр кадра, а также передать настроение. Черный цвет ассоциируется с чем-то неизвестным и таинственным. Преобладание белых пятен и светлых тонов наполняет кадр радостным ощущением.
Резкий контрастный свет, столкновение тональных пятен придают снимку драматический характер. Преобладание темных тонов, их противоборство со светлыми тонами привносят в снимок ощущение тревоги и неясных предчувствий. Интенсивный боковой свет дает яркие блики на предметах и наполняет фотографию легким, радостным ощущением. Встречный контрастный свет четче прорисовывает силуэты, наполняет пространство движением. Боковой - подчеркивает фактуру поверхностей, объемно моделирует предметы. Прямой свет со стороны камеры избавляет от теней, но делает пространство плоским.
Кажущаяся статичной фотография, лишенная слова, звука и движения, на самом деле не лишена ритма. Ритм - это своеобразный пульс жизни в фотографии. В пространстве кадра ритм может создаваться различными средствами. Например, его можно передать, подчеркнуть с помощью формата снимка. Давно замечено, что горизонтальный снимок дает панораму, создает ощущение эпического спокойствия. Вертикальный же подходит, например, для передачи воздушного пространства.
Ритм может создаваться и благодаря чередованию тональных пятен. Ритм можно передавать и с помощью чередования предметов в пространстве, соблюдения интервалов между ними. Одинаковые по размерам и степени удаленности друг от друга предметы сообщают композиции ощущение плавного и спокойного ритма. Различия в масштабах и интервалах придают напряженность, подчеркивают внутреннюю динамику изображения.