Яркая, блистательная страница в истории искусства – XVII век, с его стремительно меняющейся картиной мира и крушением идеалов Возрождения, со сменой идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека на ощущение неизбежных драматических противоречий жизни.
Конфликты и перемены этой эпохи образно отразил поэт Джон Донн (1572-1631) /перевод О. Б. Румера/:
Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звёзд, и в облике планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Всё стало относительным для нас.
Научные открытия в области математики, астрономии, естествознания и географии, создают целостное представление о нашей планете, дают огромной эмпирический материал для развития других наук и формируют новые представления человека о вселенной. Заглянуть в головокружительные бездны мироздания, в недоступные ранее бесконечно большие и малые миры позволяют изобретения микроскопа (А. ван Левенгук, 1673) и телескопа (Г. Галилей, 1610). Происходят великие научные открытия, связанные с именами И. Ньютона, И. Кеплера, Б. Спинозы и др.
Один из персонажей французского драматурга Эдмона Ростана (1868-1918) в знаменитой пьесе "Сирано де Бержерак" произносит такие слова:
Наш век семнадцатый – вершина всех вершин,
У нас во всём расцвет – в искусствах и в науках.
Осознание распада прежних основ и перемен в новом мировосприятии устанавливают принципы нового искусства – "барокко" – нового художественного стиля, отражавшего мир по-новому. Центром зарождения и распространения барокко на протяжении XVII века был Рим. Стремление увидеть, вызвать изумление – главная цель барокко. Английский поэт А. Поуп (1688-1744) писал:
Лишь там, где полускрыта красота,
Достигнута искусства полнота.
Цель мастера – контрастами играть.
Скрывать границы, взоры удивлять.
Барокко – декоративный, парадный и чопорный стиль, отразивший вкусы аристократии и централизованную мощь монархов XVII века, французский король Людовик XIV провозгласил: "Государство – это Я".
В понятие "барокко" в разные периоды вкладывалось разное содержание; первоначально оно несло немного оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд ("барокко" с португальского – жемчужина с изъяном, жемчужина неправильной формы). Затем этим термином назвали динамичный и эмоциональный стиль, богатый украшениями и орнаментами, царивший с конца XVI века до начала XVIII века в европейском искусстве. Барокко проявляет себя в архитектуре и скульптуре, живописи и дизайне мебели, изделий из стекла, керамики и металла. Яркие представители барокко – Бернини, Рубенс, Караваджо.
Французский поэт XVII в. Жорж де Скюдери описал свои впечатления от архитектуры барокко /перевод Е. Я. Тараховской/:
...Но перед красотой и зданья, и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда....В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах и резьбе карниз под самой крышей...
Все элементы архитектуры барокко производят впечатление пышности, богатства, торжественной парадности и театральной зрелищности.
Монументальные декоративные композиции на религиозные и мифологические темы, парадные портреты для украшения дворцов – главные сюжеты в изобразительном искусстве барокко.
Несмотря на свои яркие принципы, барокко, как искусство, поддерживало тесную связь с искусством Возрождения и продолжало традиции ренессанса.