Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Конструктивизм Ш. Э. Ле Корбюзье

В архитектуре XX  века гармонично соединились новейшие технические достижения и художественное творчество великих мастеров.

Функциональные и чёткие конструкции пришли на смену усложнённым формам и декоративным украшениям модерна. Эстетическая выразительность конструктивных элементов, пропорции фасадных плоскостей, простенков, окон и отдельно стоящих опор, становятся главной чертой нового стиля архитектуры. Рационализм и конструктивизм (простота, утилитаризм и экономичность), зародившиеся в начале века, получили новое мощное направление – функционализм, названный международным (интернациональным) стилем.

Новую идею отражает не только внешний вид и конструкция, но и внутренняя планировка построек. Излишество и перегруженность деталями освобождают интерьеры, пространство здания стремительно убегает ввысь, а окна нередко стали заменять стены.

Шарль Ле Корбюзье, урождённый Шарль-Эдуард Жаннере-Гри (1887–1965) – выдающийся архитектор-новатор конструктивизма (лат. construction – построение). Основы для "новой архитектуры" он искал в чисто геометрических формах, линиях под прямым углом, безупречных сочетаниях вертикали и горизонтали, в абсолютно белом цвете. По утверждению Ле Корбюзье,  задача архитектора сводится к поиску простых форм и правильной системы пропорций.

"Большое искусство создаётся простыми средствами... Простые геометрические формы прекрасны, потому что они легко воспринимаются... Куб, конус. шар, цилиндр, призма – вот великие первичные формы. Их образ представляется нам чистым, легко воспринимаемым, однозначным. Поэтому они красивы. Это прекраснейшие из форм... Горизонт рисует горизонтальную линию как абстрактное выражение покоя. Вертикаль. пересекаясь с горизонталью, образует два прямых угла. Вертикаль и горизонталь неизменны. Прямой угол – это как бы интеграл сил, поддерживающих мир и равновесие..."

Ле Корбюзье, книга "Путь к архитектуре" 1923 г. 

Идеи архитектора ярко представлены в знаменитой вилле "Савой" в Пуасси (Франция) – изысканное совершенство форм и чёткость пропорций, органичное единство с природой, возможность полного уединения для человека.

Рис. 1. Ле Корбюзье. Вилла "Савой". 1927–1931 гг. Пуасси

Совершенное взаимодействие объемов в пространстве Ле Корбюзье ищет в музыкальной гармонии. Рассуждения о том, что звук представляет собой модулированные волнообразные колебания, привели его к созданию модулора – системы архитектурных пропорций, выведенных на основе пропорций фигуры человека.  Изобретение модулора явилось одним из важнейших концептуальных положений архитектуры.

Огромный вклад Ле Корбюзье внёс в разработку теории жилища для человека. Архитектор призывал к тому, чтобы структура здания разрабатывалась так же последовательно и логично, как осуществляется конструирование машин, ставших в то время вершиной технической цивилизации. Он говорил, что "на самолёт нельзя смотреть как на птицу или стрекозу, в нём надо видеть машину для полёта". Так и дом – жилище человека – это "машина для жилья". Корбюзье подчёркивал целесообразность, конструктивность архитектуры, служащей человеку.

Ле Корбюзье сформулировал пять принципов единства архитектуры "Пять отправных точек современной архитектуры": 

  1. Столбы-опоры. Первый принцип подразумевает, что дом будет приподнят над землёй на специальных опорах, выполненных из железобетона, место под самим помещением может использоваться для автостоянки.
  2. Крыши-террасы. Наклонные крыши сменились плоскими террасами, на которых можно было расположить сад или комфортную зону отдыха.
  3. Свобода в планировке. При использовании столбов-опор из железобетона можно добиться того что стены больше не будут несущими и внутреннее пространство здания можно смело увеличивать. Успешно внедрялись в проектирование криволинейные лестницы, альянс перегородок и лестниц давал эффект взаимопроникновения внутреннего и внешнего пространства.
  4. Ленточные окна. Применение в проектировании опор и несущих стен стало большим плюсом в выборе форм и размеров окна любой сложности. Оконные проёмы можно сделать как лентой. вдоль фасада, так и от угла до угла.
  5. Свободный фасад. Фасад освобождён от нагромождения опорами (они все внутри дома). Эта особенность дала толчок к творческому подходу в дизайне внешнего вида зданий: стены могут быть сделаны не только из лёгкого или прозрачного материала. но и принимать любые формы.

Своеобразная модель идеального жилища для человека отражена в постройке жилого дома в Марселе. Рассчитанный на 350 семей (примерно 1600 человек), он наглядно воплощает идею автора "дом – это машина  для жилья". Дом поднят на высокие столбы-опоры, он включает 337 двухэтажных квартир, магазины, отели, сад на крыше, спортзал, беговую дорожку, бассейн, детский сад, всё, что необходимо человеку для благоустроенной жизни.

Рис.2. Ле Корбюзье. Жилой дом. 1945–1952 гг. Марсель

"Любой архитектор, который не найдёт это здание прекрасным, пусть лучше отложит свой карандаш"

В. Гропиус

Велики заслуги Ле Корбюзье в области градостроения, сформулированные им принципы современного градостроения во многом актуальны и в наше время:

  • отказ от коридорной системы улиц,
  • повышение удельной плотности населения за счёт увеличения этажности зданий,
  • озеленение территории,
  • различные формы путей сообщения,
  • создание системы общественного обслуживания. 

Ле Корбюзье стал выразителем идей архитектуры XX века, которые и сегодня находят последователей в различных странах мира. Несмотря на утопичность некоторых проектов архитектора, созданный им стиль называют всемирным и интернациональным. Проекты Ле Корбюзье реализованы в  Индии, США, Швейцарии, Франции, России, Италии, Японии, Алжире, Бразилии. Идеи рациональной, конструктивной архитектуры, отвечающей запросам и потребностям человека продолжают развиваться в наши дни.

Ле Корбюзье не только великий архитектор-новатор, он оставил множество произведений изобразительного искусства (картины и скульптуры, графические работы и настенные росписи, эскизы ковров и образцы мебели). Ле Корбюзье – автор теоретических трудов, им созданы около пятидесяти статей и монографий. Самые известные: "К архитектуре", "Лучезарный город", "Когда соборы были белыми", "Градостроительство", "Декоративное искусство сегодня" и др.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 21 Апр 2024 в 12:59
Просмотрено 49 раз
Комментирование отключено

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 235
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21