Развитие конструктивизма в XX веке имело важное значение не только для архитектуры, но и для всех видов искусства.
Конструктивизм – направление в архитектуре и изобразительном искусстве первой половины XX века. Слово "конструктивизм" происходит от латинского "constructio" – построение, структура. Художники 1920-х годов стремились использовать новую технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм и целесообразных конструкций.
Владимир Евграфович Татлин (1885 – 1953) – основоположник советского художественного конструктивизма и дизайна, (первый предложил использовать висячие конструкции в гражданском строительстве) прекрасный живописец и сценограф.
Архитектурный проект – модель памятника Октябрьской революции, или башня III Интернационала, в будущем известная как "Башня Татлина" – главное творение архитектора. Ему удалось создать лишь модель башни, замысел получил высокую оценку советских и зарубежных специалистов. В 1925 году модель башни Татлина была выставлена на международной выставке декоративных искусств во Франции, работа получила золотую медаль, а Владимир Татлин – мировое признание.
Что же представляла собой башня Татлина?
Грандиозное сооружение высотой 400 метров (одна стотысячная длины экватора), в полтора раза превышающее Эйфелеву башню, было задумано как административный и агитационно-пропагандистский центр Коминтерна (организации, готовившей человечество к мировой революции). Сооружение состояло из диагональной мачты, двух закрученных и устремлённых вверх стальных спиралей, скреплённых ажурной металлической решёткой. Наклон – 23,5 градуса, как у оси Земли. Внутри каркасной структуры должны были находиться стеклянные помещения в виде подвешенных объёмов: куба, пирамиды, цилиндра и полусферы. Башню Владимир Татлин планировал выполнить из стекла и стали.
Башня проектировалась как кинетическое сооружение (греч. kineticos – приводящий в движение), каждое из помещений должно было вращаться вокруг наклонной оси с разной скоростью. Нижнее помещение имело форму куба и должно было двигаться вокруг своей оси со скоростью одного оборота в год. Помещение в форме пирамиды полный оборот совершало бы за месяц. Помещение в форме цилиндра должно было вращаться со скоростью одного оборота в день вокруг собственной оси. В целом был создан яркий динамический образ, соответствующий представлениям революционной эпохи об архитектуре будущего. В отличие от вавилонской башни, ставшей символом человеческой гордости и тщеславия, а также причиной разобщения людей, башня Татлина должна была воплотить заветную мечту о братском единении народов всех наций, увековечить начало новой эры в истории человечества, стать зримым воплощением всемирного торжества идеалов коммунизма.
Рис.1. В. Е. Татлин. Башня III Интернационала. 1919 г.
Воплотить свой грандиозный замысел в реальной жизни В. Е. Татлин не смог, в стране не было ни средств, ни материалов, ни промышленных возможностей для её возведения. Макет был выполнен и модель впервые демонстрировалась в Москве в декабре 1920 г. во время работы VIII съезда Советов. В последний раз она была представлена в 1930 году, но вскоре безвозвратно утрачена. В настоящее время её внешний облик известен по фотографиям и нескольким реконструкциям, самая удачная из которых выполнена в России в 1992–1993 гг.
Башня Татлина до сих пор не утратила своей актуальности и поражает смелостью, оригинальностью архитектурных и художественных решений. С помощью VR-технологий можно увидеть, как выглядела бы башня Татлина, если бы её установили рядом с Петропавловской крепостью в Санкт-Петербурге.
Рис. 2. Башня Татлина рядом с Петропавловской крепостью в Санкт-Петербурге, если бы она была установлена (VR-технологии)
Неосуществлённые идеи В. Е. Татлина позднее использовались архитекторами во многих современных сооружениях, например: здании правительственного комплекса г. Бразилиа (архитектор О. Нимейер), конструкциях Центра им. Ж. Помпиду в Париже (архитектор Р. Роджерс, Р. Пиано), здании Музея современного искусства Гуггенхайма в Нью-Йорке (архитектор Ф, Л. Райт), Оперном театре в Сиднее (архитектор Й. Утцон).
Труд Владимира Татлина и его вклад в развитие отечественной архитектуры не забыт. Союз архитекторов России учредил премию имени Татлина, лауреатам вручают приз в виде легендарной башни. Медалью имени Владимира Татлина "За умение мыслить современно и смелость реализовывать самые новаторские идеи" – награждаются авторы за инновации и поиск гармонии в функционале и новых технологиях.