Древняя Греция — сокровищница архитектуры и искусства. Даже руины храмов поражают точными пропорциями, торжественностью, выразительностью и величием.
Особое место в истории мировой культуры занимает античное искусство Древней Греции, давшее миру образцы и понимание гармонии в виде архитектурных канонов, благодаря которым зодчество стало опираться на единую систему эстетических идей и композиционных принципов. Греческий ордер на протяжении многих веков остаётся важнейшим средством архитектурной выразительности, его соразмерность и художественная цельность являют основу античного идеала красоты.
Эллинские мастера ещё в период архаики разработали рациональную систему соотношений между колоннами и перекрытиями, лежащими на них. Суть системы заключается в художественном оформлении стоечно-балочной конструкции, состоящей из двух частей — несущей и несомой. Эти две противоположные силы, сосредоточенные в вертикальной опоре (колонне) и поперечной балке (антаблементе), приведены в состояние гармонического равновесия. Эта система получила название ордер (от лат. «ordo» — строй, порядок) и основывалась на выявлении конструкции сооружения, цельной и художественно осмысленной. Один из важнейших элементов ордера — колонна.
...В колонне нашла своё совершенное воплощение великая душа греческой архитектуры с её силой и стройностью, смелым взлётом и точной уравновешенностью во имя высшей гармонии. Прекрасен греческий стих, прекрасна греческая статуя, прекрасна греческая колонна...
Лев Любимов
Простая колонна состоит только из ствола, а более сложная имеет промежуточное звено между балкой и колонной — капитель и базу — плиту, распределяющую нагрузку на поверхность основания. Все элементы ордерной системы отражают симметрию, равновесие, упорядоченность и величие архитектурного сооружения.
Греческая колонна — это застывшая симфония четких и полногласных звуков удивительной чистоты и выразительности, это гордое утверждение некоего идеального порядка, к которому извечно стремится человеческий гений.
Лев Любимов
Известны три основных классических греческих ордера (свои названия они получили от географических областей, где был распространен ордер):
Рассмотрим строение и все составляющие элементы греческой ордерной системы.
Греческие ордеры: дорический, ионический, коринфский
1 — стереобат, 2 — стилобат, 3 — колонна, 4 — база, 5 — фруст, ствол колонны, 6 — каннелюры, 7 — энтазис, 8 — капитель, 9 — абак, 10 — эхин, 11 — волюта, 12 — антаблемент, 13 — архитрав, 14 — фриз, 15 — триглиф, 16 — метопа, 17 — карниз, 18 — фронтон, 19 — акротерий, 20 — сима
В чём проявляется особенность формы, благородство пропорции и величие красоты каждого вида ордера?
Мужественное величие, монументальная торжественность и суровая простота, сила, сдержанность в применении декора отличают дорический ордер. Колонна дорического ордера не имеет базы. Ствол колонны (фуст), стоящий на верхней ступени стереобата — стилобате, сужается кверху, приблизительно на 1/3 высоты ствол колонны имеет припухлость (энтазис). Поверхность ствола колонны оживляют вертикальные желобки — каннелюры, которые врезаются не очень глубоко, образуя острые грани. Дорическая капитель довольна проста и конструктивна, состоит из квадратной плиты с прямыми краями — абака, и эхина — круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем. Антаблемент дорического ордера состоит из трёх элементов: архитрава, фриза и карниза. Архитрав — гладкая балка, опиравшаяся на капители колонн. Над архитравом — фриз, состоящий из триглифов (представлялись рудиментами торцов поперечных балок, лежавших в древнейших деревянных конструкциях на архитраве) и менот (часто рельефные квадратные плиты, закрывавшие промежуток между триглифами). Карниз, находившийся над фризом, сильно выступал вперёд, нависая над нижними элементами антаблемента. Фронтон — треугольная стена между горизонтальным карнизом и двумя наклонными краями скатов кровли, нередко украшалась рельефами. На крыше по углам фронтонов ставили акротерий (статую, скульптурную группу или орнаментальное крашение).
Ионический ордер отличался от дорического легкостью пропорций, утончённостью форм и большим применением декора. Древнеримский архитектор, инженер и изобретатель Витрувий (вторая половина I в до н.э.) усматривал в ионическом ордере подражание утончённой, дополненной украшениями женской красоте в отличие от дорического ордера, подражавшего мужской красоте.
Ионическая колонна более стройная (её высота в эпоху архаики приближалась к восьми диаметрам) имела изящно профилированную базу и будучи меньшей чем дорическая, сужалась кверху (энтазис или отсутствовал, или был очень незначителен). Каннелюры боле глубокие, разделялись узкими дорожками, подчёркивающими вертикаль колонны, а капитель имела два изящных завитка — волюты. Архитрав ионического ордера состоял из трёх чуть нависающих одна над другой горизонтальных полос, чтобы тяжесть балки не казалась значительной. Вместо фриза с триглифами у ионических построек — непрерывный, часто рельефный растительный фриз.
Коринфский ордер, близкий к ионическому и развившийся из ионического, он недостаточно часто использовался греками. Окончательное формирование этого ордера произошло гораздо позже, уже в римский период. Коринфский ордер отличался от ионического более вытянутыми пропорциями колонн и сложной капителью, украшенной орнаментом в виде листьев аканфа.
Установив отличие каждого из трёх основных греческих ордеров, мы четко пониманием их основную особенность, как и особенность всей архитектуры Древней Греции — органичность и соразмерность человеку. Подтверждением этому является афоризм Протагора, высеченный на фронтоне храма в Дельфах — «Человек — мера всех вещей». В античном ордере отразилась основополагающая суть всего античного искусства — направленность на человека (математические, пропорциональные соотношения частей ордера, соотносимые с реальными размерами человеческой фигуры).
«Человек — мера всех вещей» — пример математической зависимости пропорций дорической колонны и человеческого тела.
Ордер классического греческого храма является также главным носителем человеческого начала: он осуществляет на языке архитектуры образ монументализированного человека-героя. Сама форма дорической колонны вызывает ассоциации, связанные с человеческим телом. Прежде всего вертикализм колонны. Вертикаль — главная ось человеческого тела, основная характерная особенность внешнего облика человека, главное его отличие от облика животного.
Н. Брунов