П.Н. Филонов. «Крестьянская семья (Святое семейство)», 1914
Знакомимся с творчеством одного из основоположников беспредметного искусства, выдающегося мастера русского авангардного искусства — Павла Николаевича Филонова.
Павел Николаевич Филонов (1883-1941) мечтал передать свои картины «государству, чтобы из них был создан музей аналитического искусства». Сейчас картины Филонова — гордость и украшение Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
Самобытным и оригинальным был путь Филонова в искусстве. Он шёл своим путем, разойдясь во взглядах с признанными учителями Петербургской академии художеств. Какое-то время Павел Филонов писал реалистические портреты, но в сознании его уже формировалась теория «аналитического искусства».
«Старинное, запутанное понятие слова "творчество" я заменяю словом "сделанность". В этом смысле "творчество" есть организованная систематическая работа человека над материалом» — писал он в манифесте «Идеология аналитического искусства» (1914-1915).
Павел Филонов утверждал, что белое поле холста или бумаги — это невидимая часть природы, на которой художник должен взрастить, прорисовать линией, цветом и формой видимую и невидимую духовную сущность окружающего нас мира. Зритель, рассматривающий картину, должен видеть, как создается художественный образ, подобно тому, как растет дерево («движение организма против механизма»). «Видящий глаз» человека воспринимает цвет и внешнюю форму тел. «Глаз знающий» постигает скрытое внутреннее движение атомов. Понятия «Видящий глаз» и «Глаз знающий», предложенные Филоновым, определяют направленность нового искусства к области психологии творчества и научного познания.
Художником изображение создается по принципу — от частного к общему. Начинать работу он может с любой точки холста, прорабатывая каждый микрон изображения. Филонов призывал своих учеников работать «только маленькой кистью с острым концом... будто работаешь остро очинённым карандашом и боишься его затупить и сломать. Тогда из-под твоей кисти на холсте останется не дурацкий лживый мазок... а кусок того материала, той материи, из чего состоит всё в природе. Упорно и точно рисуй каждый атом!»
Новизна творческих исканий Филонова отразилась и в названии его работ. Ряд произведений художника носит название «формула» («Формула империализма», «Формула петроградского пролетариата», «Формула комсомольца»), бесконечное множество раз художник возвращался к уже написанному, чтобы выразить самую сущность того или иного явления, подтвердить свою теорию.
Картина «Формула весны» образец живописной гармонии, достигнутый на основе «аналитической» системы и при помощи приёмов «сделанности».
П.Н. Филонов. «Формула весны», 1918-1929
Живописные ассоциации художника с трудом поддаются описаниям и словесным расшифровкам. В «незримом» он умел разглядеть и увидеть то, что возможно увидеть только «духовными очами». Сквозь краски на картинах нередко проступают чудовищные образы человеческих лиц и морды зверей, мрачные очертания улиц и площадей фантастических городов.
Картина «Пир королей» — символ творчества и нелегкой жизни художника, это метафора эпохи, развернутая в традиционных масштабах.
П.Н. Филонов. «Пир королей», 1913
«Композиционный и колористический строй картины призван подчеркнуть жуткую реальность. Тёмную цветовую гамму разрывают яркие синие, красные и жёлтые краски. Но есть в ней и просветляющее начало, слабая надежда на торжествующую энергию и красоту жизни» — писал Владимир Хлебников.
Одна из последних работ художника — «Лики».
П.Н. Филонов. «Лики», 1940
Филонов самый интересный и противоречивый художник XX века.
«...вулкан погибших сокровищ, // великий художник, // очевидец незримого, // смутьян холста» — писал о нём поэт Кручёных А.Е.