Основой творчества символистов является образ-символ, отражающий таинственные силы, якобы правящие нашим миром, и в искусстве рассматривается как средство познания мира.
"Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире", – такое определение дал известный русский философ Н.А. Бердяев (1874–1948).
Символизм (греч. symbolon – знак, опознавательная примета, символ) – художественное течение, возникшее в 1890-е годы на основе мистического учения о двух мирах (реальном и ирреальном или потустороннем). Символисты сделали попытку постичь тайну бытия, суть вещей и явлений, выразить их "изначальную идею". Произведениям символистов свойственно:
В русском символизме находит отражение идеи о Красоте, которая спасёт мир. Основные темы художников-символистов – это ожидание каких-либо событий, любовь и страдание, скорбь и отчаяние. Сюжеты символизма – античная мифология и полумифические, полуисторические события, сцены евангельской истории. Символизм, продолжая традиции романтизма, выразил стремление к духовной свободе, трагическое предчувствие надвигавшихся социальных катастроф и сомнения в духовных ценностях.
Наиболее яркие представители символизма в русском изобразительном искусстве:
Виктор Борисов-Мусатов (1870–1905), крупнейший русский символист. Главная тема его творчества – чисто русская печаль, прощание с несбывшимися мечтами, с ускользающей красотой. Его произведения – словно поэмы о безвозвратно ушедшем, где сине-зелёный колорит в сочетании с декоративностью пейзажа усиливает грустную тональность.
В. Борисов-Мусатов. Призраки. 1903
В. Борисов-Мусатов. Изумрудное ожерелье. 1903–1904
Загадочные произведения художников объединений "Голубая роза" и "Мир искусства" Константина Сомова (1869– 1939) и Евгения Лансере (1875–1946), отмечены ясным постижением прошлого, уходом в мир мечты и грёз.
К. Сомов. Вечер. 1900–1902
К. Сомов. Фейерверк. 1922
Е. Лансере. Ботик Петра I. 1906
Символическое толкование в живописи Кузьмы Петрова-Водкина (1878–1939) и Бориса Кустодиева (1878–1927), находит исторический перелом в судьбе страны (1912, 1918-й год в Петрограде).
К. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1920
Б. Кустодиев. Большевик. 1919–1920
Символические картины Николая Рериха (1874–1947), неподражаемого и недосягаемого, загадочного Михаила Врубеля (1856–1910) тяготеют к религиозно-мистической символике, полны мятежной страстности, пронизаны желанием осмыслить мир не просто нравственно, а философски.
М. Врубель. Демон сидящий. 1890
М. Врубель. Шестикрылый серафим. 1904
М. Врубель воплотил новый тип художника, творца и прозревателя тайн жизни. Он поражал зрителей самобытной манерой письма, оказавшейся пророческой для новых художественных направлений XX века.
Символизм стал основой стиля модерн и предшественником экспрессионизма и сюрреализма.