Романтизм составил яркую и блистательную эпоху в истории мировой живописи.
В художественной культуре XIX века романтизм отразил сложность переходной исторической эпохи от классицизма к реализму и провозгласил ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывавших его норм и правил.
Главные эстетические принципы романтизма:
Основа романтизма – противопоставление идеала и действительности. Художники подчинялись только зову собственной души, выразительно изображая чувства и переживания человека. Часто прибегали к языку символов и намёков, приглашая зрителя дорисовывать в воображении всё остальное.
Выразительные средства романтической живописи:
Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи. Русские художники именно в период романтизма достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. В своих полотнах многие мастера стремились воплотить романтические идеалы эпохи национального подъема, романтические идеи. Необычные темы нашли отражение даже в главном жанре классицизма (историческом). Часто в творчестве одного художника, в одном произведении смешивались черты двух стилей – классицизма и романтизма.
Рассмотрим великие полотна представителей русского романтизма двух периодов
Портреты Ореста Кипренского (1782-1836), явившего своим искусством первый опыт романтизма в русской живописи и создавшего образы, отличающиеся особым благородством, романтической взволнованностью и богатым внутренним миром.
О. Кипренский. Портрет Е.С. Авдулиной. 1822-1823
О. Кипренский. Портрет Е.В. Давыдова.1809
Портреты Василия Тропинина (1776-1857), работавшего в свободной непринуждённой манере и светлых тонах.
В. Тропинин. Кружевница. 1823
Пейзажи Сильвестра Щедрина (1791-1830), который освободил свою палитру от коричневого колорита, передавая естественные краски природы.
С. Щедрин. Лунная ночь в Неаполе. 1828
Картины Алексея Венецианова (1780-1847) – основоположника крестьянского жанра, соединившего черты академизма с элементами романтизма и идеализации крестьянской жизни
А. Венецианов. На жатве. Лето. 1820-е
Знаменитые работы двух великих художников с мировой славой представляют шедевры позднего романтизма, Карла Брюллова (1799 -1852) и Александра Иванова (1806-1858):
К. Брюллов. Всадница. 1833
А. Иванов. Ветка. 1840-е
Важной особенностью романтизма этого периода является то, что в недрах романтического направления уже зарождаются черты нового стиля – реализма. Этюды деревьев у А. Иванова – шедевр законченности: гениальная композиция, безукоризненный рисунок, поразительный колорит.
Творчество Ивана Айвазовского (1817–1900) занимает особое место. Морские пейзажи художника стали искренним воплощением романтического понимания стихии и борьбы человека с ней.
И. Айвазовский Буря на Ледовитом океане. 1864
Восприятие природы художниками-романтиками глубоко эмоционально, она живёт и дышит вместе с человеком.
Романтическое мироощущение оказалось актуальным и на рубеже XIX–XX вв., найдя новое воплощение в стилях и направлениях символизма и модерна.