Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Архитектура

05 Май 2013

"Архитектура каждой эпохи ставит перед собой определенные задачи, в которых она могла бы найти свое выражение. Современную архитектуру вдохновляют думы о Человеке. Это еще не стало реальностью, но с этим она связывает все свои надежды."

Юрген Едике

Что такое архитектура и кто такой архитектор? Чем отличается архитектор от строителя? Что общего у штукатура и архитектора? Архитектура — это вид искусства или вид строительной деятельности? Кто такой Оскар Нимейер и почему в 1960 г. вся мировая пресса писала о нем? Что такое английский парк и чем он отличается от французского? Почему японский сад так популярен сегодня? Прочти эту часть, и ты узнаешь много интересного, а также найдешь ответы на эти вопросы.

Что такое архитектура?

Архитектура, или зодчество, — это здания и сооружения, которые формируют пространственную среду для жизни и деятельности людей. Это дома, улицы, ансамбли зданий, районы, города, поселки, площади, рынки, стадионы, парки, общественные центры и многое другое. Каждое здание имеет свое предназначение и служит людям для определенных целей. Гармонично запроектированное и грамотно построенное архитектурное сооружение всегда удобно, красиво и прочно. Главный принцип работы архитектора — «красота, польза и долговечность». Эти слова принадлежат древнеримскому зодчему Витрувию.

Архитектура отличается от простого строительства тем, что обладает способностью пробудить у человека эстетические чувства и переживания. Архитектурный памятник может вызывать чувство радости, гордости, трагизма, чувство возвышенного. Поэтому можно сказать, что архитектура близка к литературе и живописи, музыке и графике. Она преподносит нам образы эпические (общественные здания и сооружения), лирические (жилые дома), героические (мемориальные, юбилейные, исторические сооружения). Вспомним ансамбль Московского Кремля, Красную площадь в Москве, Дворцовую площадь в Петербурге. Способность вызывать определенные чувства и настроения — удивительное свойство архитектуры. Это свойство делает архитектуру искусством. Но оно проявляется не только во внешнем виде архитектурного сооружения и окружающего его пространства. Ведь зодчие создают не просто помещения, а художественно-организованное пространство, чтобы жизнь и деятельность человека в нем была наиболее плодотворной. У архитектуры есть и другие качества, делающие ее особым видом искусства. Архитектурное произведение — это зеркало, в котором отражаются понятия о красоте, идеология и технические возможности той эпохи, в которую оно было построено. Архитектура — искусство созидательное и в то же время духовное. Кроме грамотных проектов и привлекательности внешнего вида здания в архитектуре важны еще и материалы, капиталовложения, конструкции, строительная техника...

Мы рассмотрели архитектуру как систему зданий и сооружений, как вид искусства, среду обитания человека. Но понятие «архитектура» имеет еще одно значение — искусство проектировать и строить. Это — суть деятельности архитектора, зодчего. Создание комфортабельной среды, проектирование условий жизни и деятельности людей — главная задача архитектора. Архитектор — творческая личность, общественный деятель, специалист-профессионал, создающий архитектуру и решающий градостроительные, эстетические и идеологические задачи. Architecktor в переводе с греческого означает «главный строитель» (archi — главный и tecktor — строитель). Архитектор и зодчий — слова-синонимы. Зодчий проектирует, а строители и машины строят. И всегда под наблюдением архитектора — автора. Этот процесс называется авторский надзор. Для того чтобы построить здание, надо создать проект. Назначение проекта состоит в следующем: во-первых, он является наглядным выражением авторской идеи архитектора (в проекте изображены фасады здания, антураж, показана планировка помещений и благоустройство внешнего пространства — все это представлено красиво и убедительно); во-вторых, проект является документом (руководством), согласно которому осуществляются строительство и авторский надзор (чертежи, расчеты, указания).

В России в строительстве применяют три разновидности проектов: типовые, индивидуальные и экспериментальные. Типовые проекты, наиболее простые и дешевые, используются при массовом строительстве (жилье, детские сады, школы, магазины).

Индивидуальные проекты обычно разрабатывают для строительства крупных общественных сооружений, уникальных зданий. Этот вид проекта и строительства требует значительных материальных затрат, ведь к таким объектам предъявляются повышенные эстетические требования. Поэтому при их строительстве используют дорогие и красивые отделочные материалы: туф, гранит, мрамор, бронзу, дорогостоящие виды штукатурки, зеркальное остекление, ценные породы древесины. Часто фасады или стены помещений таких зданий отделывают монументальной живописью или скульптурой. Уникальным по красоте и благородству исполнения является здание Планетария в Волгограде. Построенное по принципам классической архитектуры, оно имеет цилиндрическую форму, увенчанную высоким сферическим куполом. Материалы, примененные в отделке Планетария, очень красивы и дорогостоящи. Купол, облицованный медью, завершен скульптурой женской фигуры, держащей над головой глобус с голубем — символом мира. Изваяние выполнено также из меди известным скульптором Верой Мухиной. Потемневшая от времени медь благородно сочетается с материалом, которым облицовано здание. Этот материал называется травертин. Благородные оттенки серого, молочно-кремового, бежевого и очень красивая шероховатая фактура камня делают здание своеобразным, особенным. Скульптура на куполе волгоградского Планетария — последняя работа народного художника СССР Веры Мухиной. Здание во всех смыслах исключительное. Авторы проекта — народный архитектор СССР В.Н.Симбирцев и архитектор М. А. Хомутов.

Мы говорили об индивидуальных проектах, которые создают архитекторы для общественных зданий особого значения. Но бывают ситуации, когда реальные условия не позволяют применить типовой проект. Например, при реконструкции старинных городов, в которых уже исторически сложилась основная масса застройки. В этих случаях разрабатывают индивидуальные проекты, которые позволяют деликатно вписать в освободившиеся площадки современные архитектурные «вкрапления», созвучные существующей ситуации. Сейчас по индивидуальным проектам строится и жилье, ведь многие люди имеют возможность купить себе жилье более комфортабельное, чем типовое.

Экспериментальные проекты используются для проверки целесообразности введения в широкое строительство новых типов зданий или чтобы апробировать новые методы строительства.

Издавна существуют три направления архитектурного творчества: архитектура объемных сооружений (жилые, общественные и другие здания и сооружения), градостроительство (планировка городов и населенных мест) и ландшафтная архитектура (озеленение и благоустройство, организация садово-паркового пространства). Архитектурная деятельность требует огромных материальных затрат и зависит от состояния экономики и уровня развития страны. В цивилизованных, экономически развитых странах есть все возможности для создания разнообразной, эстетичной, многофункциональной архитектуры, идеально соответствующей постоянно растущим запросам общества.

Исторические сведения

Архитектура — древнейший вид человеческой деятельности. Чтобы стать хорошим архитектором, необходимо знать историю развития архитектуры. Она зарождалась в эпоху палеолита. Первобытный человек уже вполне осознанно подходил к выбору строительного материала, умел строить жилища даже из костей мамонта.

Древний Египет — одна из самых ранних цивилизаций, подарившая человечеству огромные богатства материально-художественной культуры. Эта доарабская цивилизация развивалась вдоль берегов Нила. Первые оседлые поселенцы появились здесь еще в эпоху палеолита. С тех пор тут никогда не замирала жизнь. Благоприятные природные и климатические условия способствовали быстрому развитию цивилизации. Архитектура Египта развивалась по двум направлениям.

Это — культовая архитектура, связанная с верованиями древних египтян: гробницы для умерших и храмы для богов, — а также гражданская архитектура: дворцы и дома. Египтяне свято верили в загробную жизнь и поэтому еще при жизни стремились построить себе «вечный дом» — гробницу, оснащенную всем необходимым для жизни в загробном мире. Гробницы строились на западном берегу Нила в так называемой «Стране мертвых», там, где после узкой полосы обитаемого оазиса начиналась безбрежная пустыня, вызывавшая непреодолимый ужас у людей. Пирамиды в качестве гробниц появились в эпоху Древнего царства (XXXII — XXIV вв. до н.э.). Они величественно возвышались среди других гробниц. Особенно знамениты пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. Этот всемирно известный комплекс пирамид, расположенный в Гизе, и сейчас поражает своей грандиозностью и загадочностью. Облицованные полированными плитами, пирамиды, как огромные кристаллы, сверкали на солнце. Было что-то космическое в этом идеале форм, совершенстве пропорций, гигантизме каменных масс. Пирамида Хеопса, самая большая из трех (230 х 230 х 146 м), построена зодчим по имени Хемиун. Он был родственником Хеопса, его визирем, считался мудрецом и врачевателем и после смерти был обожествлен. Пирамида Хефрена несколько меньше по размерам. Но прославилась она не меньше. Ведь перед ней уже в течение тысячелетий возлежит загадочный и царственный Сфинкс, тайна которого до сир пор не разгадана. Размеры Сфинкса грандиозны. Что охраняет он, какие секреты и сокровища? Сфинкс, как и пирамиды, внушал трепетный страх и восторг. Последняя пирамида в этом уникальном комплексе является гробницей фараона Микерина. Она меньше, чем две предыдущие. Видимо, на ее строительство не хватило средств, людских ресурсов и спокойного мирного времени. Как в древности, когда в Египет приезжали греки и римляне (представители более молодых цивилизаций), так и сегодня пирамиды и Сфинкс поражают воображение людей. Этот комплекс с глубокой древности называют чудом света. Он первым был внесен в список «семи чудес света» . Перечень достопримечательностей древнего мира для путешественников составил писатель Антипатр из Сидона во II в. до н.э.: в те времена тоже было много любознательных туристов и ученых.

Помимо храмов и гробниц египтяне строили роскошные дворцы для фараонов и высших сановников. Особенно прекрасен был дворец фараона Эхнатона и его семьи, построенный в Ахетатоне, новой столице Египта эпохи его правления. Он был женат на прекрасной Нефертити. Эхнатон означает «Угодный Атону». Атон — это бог Солнца, которому поклонялись в те времена. Название столицы Ахетатон означало «небосклон Атона». Имя Нефертити происходит от слова «неферт» — «прекрасная», «красивая». Итак, семья Эхнатона жила во дворце, расположенном по обе стороны широкой дороги, идущей параллельно руслу Нила. То был огромный комплекс, состоявший из официальной резиденции, расположенной по западную сторону дороги, и жилой, расположенной в восточной части. Соединяла обе части арка, выполнявшая роль мостика. Поверх мостика располагалась крытая галерея, она соединяла официальный и жилой комплексы дворцового ансамбля. В центре галереи располагалось богато украшенное «окно явлений», вернее, балкон, на котором перед подданными периодически появлялся фараон. Весь комплекс был обнесен каменной стеной. Вход в обе части дворца находился с северной стороны. На территории жилой части стоял храм, «Дом Атона», и размещался сад на террасах. Это было немаловажно в условиях сухого и жаркого климата. В саду имелся водоем с рыбами и декоративными растениями. Цветы, экзотические птицы, раскидистая тень от деревьев помогали фараону расслабиться здесь в кругу семьи после тяжких государственных дел. За входом открывался большой двор со статуями Эхнатона из кварцита и черного гранита, отполированными до блеска. Это придавало обстановке особую торжественность. Главный вход во дворец был оформлен в виде павильона с пальмовидными колоннами. Их капители были отделаны разноцветными фаянсовыми деталями, разделенными позолоченными перегородками. Двор был вымощен плитками из алебастра с изображениями пленников. Ступая по плиткам, фараон и приближенные символически попирали врагов Египта. Несмотря на грандиозность замыслов и красоту отделки, все постройки были одноэтажными. В жилых покоях имелась деревянная лестница, ведущая на крышу-террасу с навесом — излюбленное место отдыха семьи. Эхнатон был очень больным человеком. Он не дожил до сорока лет. Враги, среди которых были жрецы, уволенные им по политическим соображениям, разрушили столицу и многие постройки. К счастью, кое-что все-таки дошло до нас. Время, в которое жили Эхнатон и его преемник (младший зять) Тутанхамон, историки назвали Новым царством (конец XVI — XII в. до н.э.).

Глубокая древность... Для сравнения вспомним, что Древняя Греция тогда еще не существовала как цивилизация. Полудикие племена греков вторглись на пустынный Балканский полуостров лишь в XII в. до н.э. А теперь мысленно перенесемся в Древнюю Грецию периода наивысшего расцвета искусств. Это время (V — IV вв. до н.э.) в истории Греции принято называть эпохой классики, а искусство, созданное тогда, — классическим. Пять «чудес света» из семи создали греческие зодчие и скульпторы. Греции принадлежит почетная роль цивилизации, заложившей основы для развития искусства и культуры в Европе. В эпоху архаики, глубокой древности (VII — VI вв. до н.э.), в Греции сложился основной тип xpdivia — периптер, доведенный до совершенства в эпоху классики. Что представлял собой периптер? И почему уже более двух тысячелетий человечество восхищается архитектурой этих храмов? Периптер представлял собой прямоугольное в плане здание, крыша которого опиралась на колонны, установленные по периметру основания здания — стилобата. Внутри этого сквозного сооружения располагалось закрытое помещение меньших размеров — наос. Оно предназначалось для святилища, где находилось божество.

Почему храм имел такое странное название — периптер? Греческое слово pteron, от которого произошло название, означает «крыло», «перо». Peripteros с греческого означает «окрыленный», или «оперенный», со всех сторон колоннами. Гармоничные греки видели сходство «парящих» над Афинами белоснежных храмов, расположенных, как правило, на возвышенностях, с птицами в небе. Мраморный периптер, сиявший на фоне средиземноморского неба и зелени оливковых рощ, издали казался хрупким, невесомым, летящим. Только греки с их поэтическим воображением могли дать храму такое название. В период классики греки построили много прекрасных сооружений. Оформляли их колоннами, которые служили одновременно элементами украшения и несущими конструкциями (стойками), поддерживавшими горизонтальные балки. Греческие колонны и их строительная система — гениальное изобретение, которым человечество пользуется до сир пор. Колонны и конструкции получили название ордера. В Древней Греции имелось три типа ордеров: дорический, ионический и коринфский. Ordo в переводе с латинского означает «система», «порядок». Таким образом, греки создали уникальную систему, по которой строили свои храмы. Ордера — это возведенные в высокохудожественный образ конструкции зданий, которые сами по себе уже являются произведениями искусства, шедеврами.

Римляне, восхищавшиеся греческим искусством, украшали греческими колоннами стены своих храмов и общественных зданий. Ярким примером может служить Колизей.

Но отвлечемся пока от красот и тонкостей строительной системы греков и посетим Олимпию — столицу Олимпийских игр. Зодчий по имени Либон построил здесь храм, посвященный главному богу греков — Зевсу. Это грандиозный дорический периптер. На главном и заднем фасадах храма возвышалось по шесть дорических колонн, а на боковых — по тринадцать. Поэтому о храме Зевса Олимпийского можно сказать так: дорический периптер 6 х 13. В наосе храма находилось самое ценное. Это — огромная статуя Зевса из золота и слоновой кости — одно из «семи чудес света», созданных греками (см. часть «Скульптура»). В период классики греки построили много замечательных сооружений, например храм Зевса и Аполлона в Дельфах — столице дельфийских игр, где в своем мастерстве состязались представители разных видов искусства. Аполлон считался у греков покровителем искусств. Но храм прославился не только своей причастностью к искусствам. Там предсказывала будущее жрица-оракул. Со всей Греции тянулись к Дельфам тропы, по которым спешили паломники, чтобы узнать свою судьбу. К услугам дельфийского оракула обращались и великие люди разных государств. Например, царь Лидии Крез. Лидия была состоятельным и развитым государством в Малой Азии. Крез имел столько золота и богатства, что и по сей день существует крылатая фраза: «Богат, как Крез».

Но вернемся к архитектуре. В эпоху классики в восточном городе Галикарнасс греческими зодчими Пифеем и Сатиром, победившими в конкурсе претендентов, была построена грандиозная гробница для царя Мавзола. Мавзолей стал еще одним «чудом света», созданным гениальными греками. Кстати, слово «мавзолей» произошло от имени Мавзол.

Самым замечательным памятником архитектуры греческой классики является афинский Акрополь — священное место для всех афинян. Афинский Акрополь — это комплекс сооружений, посвященных Афине и другим богам. Греки верили, что боги помогли им в победе над персидской армией. В то время весь древний мир был завоеван персами. Не подчинились им лишь маленькая Греция и скифы. Афинский Акрополь был построен по инициативе Перикла, прогрессивного правителя Афин, на месте старого акрополя, который разрушили нецивилизованные персы. Самым главным храмом в нем считается Парфенон, посвященный Афине Парфенос (Девственнице). Это был дорический периптер 8x17 из светлого мрамора. Торжественный, парадный, он являлся олицетворением чистоты, строгости и невинности богини Афины. Построили храм два знаменитых архитектора: Иктин и Калликрат, а оформил рельефами скульптор Фидий, тот самый, что изваял Зевса Олимпийского из золота и слоновой кости. Создавая статую Афины в наосе Парфенона, Фидий также использовал любимые материалы. Кстати, считалось, что Афина Парфенос «хранила» казну греков и часто «помогала» им в беде. Архитектура и скульптура в Древней Греции всегда были тесно связаны. Вместо колонн в зданиях иногда устанавливали статуи. Мужские статуи назывались атланты, а женские — кариатиды. «Кариатида» — слово, произошедшее от греческого Karyatis. Так звали жрицу Карийского храма Артемиды. Кариатиды всегда в длинных одеждах, складки их платьев напоминают каннелюры колонн.

Если храм был построен с использованием дорических колонн, строгих и мощных на вид, то в таком здании обычно применяли фигуры атлантов. В мифологии греков Атлант — титан, державший на плечах небесный свод. Дорические колонны у греков всегда отождествлялись с силой и мощью мужского тела. Рядом же с ионическими стройными и изящными колоннами обычно соседствовали кариатиды. Именно так выглядел на афинском Акрополе храм Эрехтейон, посвященный Посейдону и Афине. Выполненный с применением ионического ордера, он имел небольшой портик (напоминает балкон), крышу которого поддерживают кариатиды. Это красиво даже сегодня, когда храм почти разрушен.

Каждое сооружение афинского Акрополя является шедевром, однако жемчужиной считается Парфенон. Как удалось древним зодчим создать это гармоничное здание, с одной стороны, столь величественным, с другой — не подавляющим человека? Дело в том, что соблюдена так называемая масштабность сооружения по отношению к человеку — его росту и пропорциям — среднего роста. Поэтому, находясь рядом с Парфеноном, каждый подсознательно ощущает свою сопричастность к сооружению, чувство комфорта как снаружи, так и внутри здания. Чистоты стиля зодчие добились, зная и законы оптического искажения в глазу человека. Учитывая, что храм стоит высоко по рельефу и для идущего к нему снизу будет как бы «разваливаться» в стороны, они намеренно исказили некоторые размеры и кривизну отдельных линий, как бы заранее подкорректировав зрительное восприятие сооружения человеком. Такие поправки называются курватуры Парфенона. И еще одна особенность храма. Подойдя к Парфенону, человек ощущает, что все в этом сооружении предназначено для него. Ступени приглашают подняться под крышу портика. Но высота каждой достигает 50 см. Почему? Ведь они не для великанов. Дело в том, что ступени были предназначены в том числе для сидения во время празднеств после длительного шествия. Портик укрывает от дождя и зноя, хотя вновь мы видим, что и его высота слишком велика, чтобы вполне подходить человеку. Колонны тоже высоки: более 10 м. Двери по отношению к росту человека просто гигантские — 6 м. Представим себе, что на минуту человек забыл о действительной высоте своего роста и ощутил себя на фоне архитектурных форм Парфенона. Оказывается, облик храма вызывал в сознании грека его собственный образ вдвое выше, чем на самом деле. Античные греки представляли себе богов и героев в облике людей, только огромными. Поэтому размеры статуй богов и героев у греков всегда были больше человеческих. Статуи и вся архитектура храма порождала в человеке особое ощущение: он мысленно вырастал в своих размерах, казался сам себе больше и сильнее, таким образом как бы приближаясь к мифологическим героям. Вот почему масштаб Парфенона называют героическим.

Итак, на примере архитектурных сооружений Древней Греции мы убедились, насколько гениальны были эллины (греки). В глубокой древности, за пять веков до н.э., эти одаренные дети человечества создали шедевры, которые и сейчас достойны восхищения.

И не только восхищения... На протяжении столетий человечество обращается к греческой архитектуре, к ее ордерам. Первыми это сделали римляне, представители более молодой, чем греки, цивилизации. Они полностью восприняли и развили ордерную систему, добавив в нее свои элементы, например арки. Но колонны, изобретенные греками, римляне оставили в их первозданной красоте, иногда просто украшая ими стены зданий. Греческие колонны использовали и в эпоху Возрождения. К греческой и римской архитектуре, к системе ордеров обращались архитекторы Франции XVII в., а затем вся Европа в XVIII в. благодаря раскопкам древнего римского города Помпеи открыла для себя античный мир. Восхищенные творениями греков и римлян европейские зодчие использовали их достижения в строительстве. Архитектурный стиль, который родился на основе древней классической архитектуры, назвали классицизмом. Слово «классический» в сознании людей всегда отождествляется с понятиями «лучший», «образцовый». Гуляя по Москве или Петербургу, вдруг останавливаешься и замираешь перед зданием со стройными колоннами на сдержанно-торжественном фасаде. И мысленно переносишься в античность.

Поговорим о других «чудесах света», созданных эллинами. Храм Артемиды в Эфесе. Как и многие шедевры, он не сохранился, и мы можем лишь предполагать, каким он был, рассматривая варианты реконструкций. Он был построен греками в эпоху эллинизма, время с конца IV по I в. до н.э., когда греки во главе с Александром Македонским покорили огромные территории Востока и привнесли в восточную культуру много черт своей, эллинской. Египет также был завоеван греками. Рядом с новой столицей — Александрией, названной в честь великого полководца, в местечке Фарос, на берегу Средиземного моря было воздвигнуто еще одно «чудо света» — Фаросский маяк. Это грандиозное трехъярусное сооружение высотой около 150 м освещало путь кораблям, находящимся на пути в Египет. Огонь маяка, усиленный отражателем, был виден далеко в море. Для уставших мореходов это был сигнал о том, что земля рядом и скоро наступит долгожданный отдых. После смерти Македонского Египтом правила династия Птолемеев, которая обосновалась в Александрии. Это был красивый приморский город с великолепными гаванями и большим флотом. Сюда приходили караваны кораблей со всех концов античного мира. Однако Александрия была не только торговым, но и крупным культурным и научным центром. Столица славилась своей всемирно известной библиотекой и первым в истории культуры музеем (от греч. музейон — храм муз), в котором хранились коллекции, собранные со всего света. Так что по красоте и масштабам с маяком могли поспорить и другие прекрасные здания, построенные с использованием греческих ордеров и строительных традиций и правил.

В истории человечества были периоды, когда люди создавали совершенно особую, не похожую ни на один прежний образ, архитектуру. Например, не менее прекрасна, чем античная, готическая архитектура зрелого Средневековья (XIII — XIV вв.). В эту эпоху были построены такие памятники архитектуры, как Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), Амьенский, Реймский, Кельнский соборы. Готическая архитектура отличается гармоничной системой конструкций и декора (отделки). Изящные очертания стрельчатых сводов бесконечно варьируются в окнах, арках, проемах, порталах, витражах. Все это придает необыкновенное очарование внешнему облику и интерьерам готических храмов. При взгляде на их фасады создается впечатление, что они представляют собой кружево из камня. Скульптура и рельеф покрывают стены снизу доверху. Башенки главного фасада, пышность и изящество декора, ажурные конструкции придают храмам необычайную динамику. Внутри сооружения человека не покидает впечатление легкости, невесомости, устремленности ввысь. Необычное освещение, создаваемое игрой цветовых бликов от витражей, помогало прихожанам почувствовать состояние праздника, торжества, причастности к некоему таинству. Музыка и хор усиливали эти ощущения.

Минули столетия. XIX век — время, близкое к нам. Вспомним архитектуру классицизма, широко распространившуюся в Европе. Общая направленность классицизма к строгой красоте и гармонии, казалось, надолго и прочно воцарится в архитектуре. Но время не стоит на месте. Новые теории, взгляды и технологии, возникшие в результате промышленной революции, значительно повлияли на жизнь в Европе и во всем мире. Век, начавшийся «с гусиного пера и дилижанса», заканчивался изобретением печатной машинки, автомобиля и небоскреба. В 1851 г. в Англии состоялась первая всемирная промышленная выставка, получившая затем название «великая». Специально для выставки в Лондоне был построен Хрустальный дворец (автор Джозеф Пакстон) — грандиозное сооружение из стекла и металла, выполненное из сборных, серийно изготовленных элементов за шесть месяцев. Хрустальный дворец стал следствием реализации новых, невиданных ранее архитектурных идей. Прототипа ему просто не существовало. Восхищенные современники говорили, что это сказочный дворец, которому нет равных в архитектуре.

Хрустальный дворец является прообразом стиля хай-тек (от англ. high tech — высокая технология). Еще одним предшественником хай-тека в архитектуре XIX в. стала Эйфелева башня, построенная к открытию Всемирной выставки в Париже в 1889 г. Французский инженер Александр Гюстав Эйфель смонтировал из элементов заводского изготовления гигантское металлическое триумфальное сооружение высотой 312 м. По дерзости замысла это превосходило самые высокие сооружения того времени. Совершенно обнаженная металлическая конструкция, напоминавшая каркас промышленного здания, буквально оскорбляла эстетические вкусы современников. Отрицательно воспринятая вначале, Эйфелева башня по популярности превзошла все архитектурные шедевры Парижа, стала символом Франции. Ее называют самой знаменитой парижанкой современности. Устремленная ввысь ажурная конструкция из стали позволила достичь, казалось бы, недостижимого: здесь происходит взаимное проникновение внешнего и внутреннего пространств. Спускаясь по винтовой лестнице, посетители переживают захватывающее дух ощущение мгновенно изменяющегося четырехмерного пространства. Сквозь очертания изящных конструкций, как бы перечеркивающих окружающий ландшафт, внутрь башни «врываются» фрагменты этого пейзажа: река Сена, дома, деревья, церквушка, люди. Словно два пространства наложились друг на друга, создавая состояние ирреальности, невесомости и восторга!.. Это ли не доказательство того, что архитектура способна вызвать самые разнообразные и неожиданные эмоции.

Значение Хрустального дворца и Эйфелевой башни в истории развития архитектуры трудно переоценить. Эти сооружения, их конструкции, идеи авторов намного опередили свое время. Так называемый инженерный стиль в архитектуре второй половины XIX в. нашел свое продолжение в строительстве чикагских небоскребов. Не обремененные вековыми традициями, архитекторы и инженеры Нового Света смело шли по неизведанному пути, создавая архитектурные формы, созвучные времени и характеру индустриального производства. Изобретение парового лифта позволило решить проблему строительства высотных зданий с применением стальных конструкций в качестве несущего каркаса. Небоскреб стал символом Америки, ее экономического превосходства. Архитектурное направление, возникшее в Чикаго во второй половине XIX в., сегодня называют Чикагской школой. Тесное сотрудничество архитекторов и инженеров способствовало созданию на основе принципов Чикагской школы «интернационального» архитектурного стиля XX в. Американские зодчие сделали то, что не удавалось сделать архитекторам Европы. Они преодолели разрыв между конструкцией и формой, между инженером и архитектором. Архитектура шагнула в XX век совершенно преображенная.

Архитектура жилых, общественных и промышленных зданий

Жилые дома

Примеров идеального решения жилой среды в современном мире можно найти очень много. Значительных успехов добились в этой области архитекторы США. Уже в первой половине XX в. здесь строили комфортабельные индивидуальные и многоквартирные дома.

Фрэнк Ллойд Райт, американский архитектор с мировым именем, начинал свою деятельность в Чикагской архитектурной школе, является автором проектов более сотни жилых домов. В работе над архитектурой жилых зданий отразилось своеобразие почерка автора. Он органично включал архитектуру в природное окружение и применял в конструкциях и отделке естественные материалы — дерево и камень, которые с глубокой древности близки человеку, среди них ему уютно и комфортно.

Райт называл свои творения «дома прерий», а также «органическая архитектура». В 1936 г. он строит Дом над водопадом в штате Пенсильвания. Этот дом вошел в историю архитектуры XX в. как выдающееся творение. Дом выполнен в виде террас, нависающих над водопадом. Они расположены на разных уровнях вокруг несущего вертикального объема из натурального камня. Здесь Райт впервые применил железобетон.

Мис ван дер Роэ, не менее знаменитый современник Райта, как бы в противовес его идеям в 1950 г. в штате Иллинойс строит великолепный дом из искусственных материалов — стекла и стали. Приподнятый над землей на невысоких опорах, открытый со всех сторон для света и воздуха, стеклянный параллелепипед представляет собой образец геометрической, строго рационалистической архитектуры. Идея прямо противоположна концепции Райта, в основе которой — гармония с природой. Стоит ли спорить, кто прав из этих двух зодчих, если их архитектура так хорошо служит людям.

Однако в этом доме природа «входит» в интерьер, и помещения плавно «растворяются» в ней. Методами, противоположными принципам Райта, Мис ван дер Роэ добился в своем проекте не меньшей гармонии с природой, чем Райт.

Другой архитектор — Пол Рудолф — построил для себя в 1963 г. дом в штате Флорида, который получил название Дом в дюнах. Фасад решен в виде композиции из железобетонных рам, придающих ему вид абстрактной скульптуры. Четкие очертания белых конструкций рам эффектно выглядят на фоне южного неба и дюн. Стены выполнены из недорогих бетонных блоков.

Герберт Грин построил в штате Оклахома загородный дом, в котором почти буквально воспроизвел существующие в природе формы, чем, наверное, удивил бы самого Райта. Грин был ярым приверженцем его идей. Комнаты в доме напоминают пещеры. Полукруглое окно в пещерообразной комнате верхнего этажа придает дому особое своеобразие. Оригинальный дом — результат свободного моделирования формы и пространства.

Уникальные многоквартирные дома-башни построены во многих городах США. Авторы фирмы «Bertrand Goldberg and association», например, возвели оригинальные шестидесятиэтажные дома-башни, напоминающие цилиндры. Нижние восемнадцать этажей представляют собой спиральную рампу-гараж. Рядом расположены школы, магазины, рестораны.

Оскар Нимейер, известный бразильский архитектор, уделял много внимания строительству жилых зданий. Свой дом, построенный близ Рио-де-Жанейро в 1953г., Нимейер гармонично вписал в ландшафт. Его внутреннее пространство плавно переходит в наружное с помощью стеклянных стен. На участке есть пруд и скала, которая частично входит в интерьер. Скульптура работы А.Сескъяти словно приглашает в дом. Для участия в международной выставке жилища 1955 — 1957-х гг. Нимейер был приглашен в числе пятнадцати крупных архитекторов мира. Он запроектировал одиннадцатиэтажный жилой дом на опорах с общественными помещениями на крыше и на восьмом этаже. Правда, проект был осуществлен в восьмиэтажном варианте.

Строить жилье интересно. Однако не следует забывать, что за творческой стороной проектной деятельности стоит немало обычных и скучных на первый взгляд проблем: соблюдение санитарных условий, правильная ориентация здания, обеспечение хорошей инсоляции (естественного освещения), отопления и вентиляции, организация ландшафта и озеленения вокруг жилья, близость обслуживающих учреждений, транспорта и многое другое.

Общественные здания

Общественные здания играют важную роль в структуре современного города. Они являются композиционными акцентами застройки, формируют общегородской центр и центры городских районов. Их посещает огромное количество людей. Уникальные общественные здания образуют основные ансамбли города и могут находиться в комплексе с другими общественными зданиями, как, например, Соборная площадь в Кремле, либо стоять в качестве единственной доминанты на замкнутой или открытой площади, как Эйфелева башня.

Общественными зданиями и сооружениями являются: театры, музеи, рестораны, библиотеки, храмы, административные центры, гостиницы, правительственные здания, триумфальные арки, башни и многое другое. Проектирование значительных общественных зданий всегда поручалось правительствами стран наиболее талантливым градостроителям. О некоторых из них необходимо рассказать подробнее.

Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере), новатор и гений архитектуры XX в., считается французским архитектором. Хотя его можно назвать космополитом: швейцарец по происхождению, он жил во Франции, а творил по всему свету. Этот талантливый зодчий плохо рисовал, но проектировал и строил гениально. В 1955 г. в Роншане (Франция) Корбюзье строит часовню Нотр-Дам Дю-О — одно из самых замечательных церковных сооружений XX в. Необыкновенное по красоте и эмоциональной выразительности здание привлекательно своей пластичной формой и выглядит очень уютным. Эта часовня стала блестящим завершением поисков красоты и гармонии в архитектуре великого мастера. Их он нашел в пластических свойствах бетона. Часовня словно слеплена вручную, она скульптурна и соразмерна человеку. Ее силуэт отлично вписался в окружающий ландшафт. Франк Ллойд Райт строил не только жилые дома. Смело и неординарно он использовал в работе такую особенность бетона, как пластичность, и наиболее удачно — при создании Музея им. Гуггенхейма в Нью-Йорке. С.Р.Гуггенхейм (1861 — 1949) — богатый промышленник и ярый приверженец современного искусства. В 1937 г. он учредил Фонд поддержки современного искусства. С 1960 г. приобретенные фондом произведения демонстрируются в музее. Здание музея напоминает гигантскую спираль, слегка расширяющуюся кверху. Очень экстравагантное сооружение имеет такое же оригинальное решение внутренней планировки. Посетители поднимаются на лифте вверх, а затем спускаются по пологому спиральному пандусу (наклонной дорожке), осматривая экспонаты, развешанные на внешней стене. Поток посетителей непрерывным потоком движется по шести виткам рампы. Галерея достаточно узка, но есть и положительная сторона такой планировки: с любой точки внутреннего пространства посетитель видит всю экспозицию полностью (панорамное обозрение).

Оскар Нимейер тоже талантливо использовал в творчестве пластичность бетона. Целый ряд общественных и других сооружений был запроектирован и построен им для столицы Бразилии. Дворец Рассвета — резиденция президента страны — находится в зеленой зоне на берегу водохранилища. Главный фасад оформлен стреловидными опорами, а перед ним расположена скульптурная группа «Купальщицы» А.Сескьяти.

В содружестве с этим автором О. Нимейер работал часто. Возле дома самого Нимейера стоит статуя этого же автора. К Дворцу Рассвета примыкает часовня. Объем ее решен очень пластично и напоминает скульптуру. Дворец Плоскогорья, где работают правительство и аппарат президента, расположен на площади Трех Властей — законодательной, судебной и исполнительной. И вновь любимый прием Нимейера: скульптурная группа «Воины» работы Б.Джорджи перед фасадом. Этот вариант синтеза искусств он успешно применил и при строительстве Дворца Верховного суда. Фасады здесь декорированы стреловидными колоннами, а у главного входа стоит скульптура А. Сескьяти — статуя Фемиды (греческая богиня правосудия). Но особенно живописным является Кафедральный собор. Невесомые пилоны взметнулись ввысь, как языки пламени, а между ними — ажурное остекление, благодаря которому потоки света заливают внутреннее пространство собора. Под этим стеклянным сводом «парит» фигура Ангела.

В конце XX в. архитектор Фрэнк О.Гери вслед за Ф.Л.Райтом тоже построил здание музея им. Гуггенхейма, только в Испании, в г. Бильбао (Страна басков). О.Гери назвал свое детище «Металлический цветок». Проект был выбран конкурсной комиссией среди множества других, так как идеально вписывался в ландшафт и историческую панораму города. Абстрактная скульптура, сверкающая титановыми плитами и блестящей штукатуркой, — именно эта мысль посещает зрителя при взгляде на творение О.Гери. Это одновременно и произведение архитектуры, и абстрактная скульптура. Сооружение было запроектировано и смонтировано с помощью сложнейшей компьютерной программы для аэрокосмических исследований. О.Гери применил здесь стиль деконструктивизм, когда конструкции сооружения не просматриваются и как бы нарушены сами законы конструктивного построения здания. Титан получен в результате переработки отходов с российских подводных лодок. Высота здания — 50 м. В интерьере три яруса галерей, объединенных между собой террасами и балконами. Сверкающий «цветок» эффектно гармонирует с испанским ландшафтом и властно притягивает к себе внимание.

Архитектор Эро Сааринен (США) построил здание одной из фирм в штате Иллинойс из стали особого состава. Обнаженные конструкции на протяжении первых семи лет покрылись красивым темно-бурым налетом, напоминающим ржавчину и не требующим ни покраски, ни дальнейшего ухода. А офисное здание «Сиграм», построенное знаменитым Мис ван дер Роэ имеет на фасаде стальной каркас, отделанный бронзой, в который вставлено желтое стекло — пример удачной комбинации разных материалов.

Талантливый датский архитектор Йорн Утцон построил удивительное здание Оперного театра в Сиднее. Однажды, взглянув со стороны океана на прибрежный австралийский ландшафт, он восхитился красотой открывшейся панорамы города. На фоне высотных зданий сверкали белизной парусов океанские яхты. Этот образ был воплощен архитектором в облике театра в 1973 г.

В 70-е годы XX в. в Париже итальянским архитектором Ренцо Пьяно, победившим в международном конкурсе, был построен Центр современного искусства им. Ж.Помпиду. Здание, покрытое сетью разноцветных труб и металлических решеток, напоминает плавучий док и химкомбинат одновременно. Национальный центр искусств является образцом архитектуры стиля хай-тек. Здание построено из стекла, металла и бетона. Вместо лестничной клетки в нем устроен эскалатор, который размещен в прозрачном трубопроводе, расположенном на фасаде здания. Другие трубопроводы, выполняющие иные технические функции, окрашены в разные цвета, обозначающие назначение каждого из них, и тоже выведены наружу. Пока шло строительство Центра, его автора ругали столь же яростно, как в свое время — Эйфеля и его башню. И тем не менее Париж без этого здания уже не мыслим. Французский архитектор Жан Нувель сказал о нем: «...Это главное произведение семидесятых».

А теперь немного о достижениях российских архитекторов. В 1959 — 1961 гг. на территории Московского Кремля был построен Кремлевский Дворец съездов (авторы М. Посохин и А. Мндоянц). В нем отразились идеи «интернациональной» архитектуры XX в.: прямолинейность форм, ленточное остекление. Во второй половине XX в. строятся новое здание Театра драмы и комедии на Таганке, Останкинская башня, огромный подземный торговый комплекс «Охотный ряд», Храм Христа Спасителя (возведен заново по проекту К. Тона) и много других красивых и современных зданий. Но самый грандиозный проект — Международный деловой центр, который будет построен в XXI в.

Промышленные здания

Обычно промышленные предприятия строятся в виде крупных специализированных комбинатов, или комплексов. Сейчас получают распространение производственные здания, имеющие несколько этажей, расположенных под землей. Создание красивого, функционального и экологически безвредного производственного здания с безопасными условиями труда является трудной и ответственной задачей. Ведь архитектору надо решать совсем иные задачи, чем при проектировании общественного или жилого здания. Сегодня в области промышленной архитектуры имеются удачные разработки как российских, так и зарубежных архитекторов. Большой опыт накоплен в этой области американскими архитекторами. Одним из самых замечательных и красивых зданий производственного назначения в США является башня лабораторий фирмы «Джонсон уакс компани» (штат Висконсин), архитектор Ф.Л.Райт. Правда, здание не из дешевых. А вот железнодорожное депо, построенное Р.Б.Фуллером в штате Луизиана в виде «золотого» купола, и дешево, и исключительно красиво, так же как и его Климатрон в Сент-Луисе для ботанического сада. Оболочка из прозрачной пластмассы укреплена на легкой конструкции из алюминия. Под огромным геодезическим куполом диаметром более 50 м искусственно созданы четыре климатические зоны. Климатрон — помещение для воспроизведения искусственным путем климатических условий, соответствующих климату различных географических зон; строят его из прозрачных материалов.

Пол Рудолф, уже известный нам как автор Дома в дюнах, построил в штате Коннектикут необычный по художественной выразительности общественный гараж, который благодаря своей длине и скульптурным формам напоминает римский акведук. Эти работы вдохновляют промышленных проектировщиков на поиски оригинальных решений в данной области проектной деятельности.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 05 Май 2013 в 12:45
Категория: Профессии
Просмотрено 4108 раз
Комментирование отключено

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 220
Публикации: 265
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21