Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Ландшафтная архитектура

05 Май 2013

На первый взгляд кажется, что ландшафтная архитектура, связанная с организацией садово-паркового пространства и благоустройством территории, окружающей архитектурные сооружения, просто находится рядом с архитектурными объектами, озеленяя их. Но это ошибочное впечатление. Без ландшафтной архитектуры не могут быть гармоничными застройка и окружающая ее пространственная среда. Ландшафтная архитектура связана с созданием парков, скверов, бульваров, садов, японских садиков и др. Декоративные водоемы, мостики, фонтаны, лестницы, газоны, беседки, дорожки, павильоны, малые формы (скамейки, вазы, фонари и т.д.), цветники, оранжереи, лужайки, зимние сады, декоративные решения рельефа и многое другое — это тоже часть ландшафтной архитектуры. Любуясь красотой русского ландшафта, невольно вспоминаешь эпические пейзажи Шишкина, лирические картины Поленова, повести Тургенева и Паустовского, проникнутые любовью к природе... Трепетное, бережное отношение к красоте окружающего мира должно быть святой обязанностью зодчего. Проектные разработки ландшафтного архитектора должны быть экологически безопасны, гармонично и деликатно привнесены в существующий природный мир, чтобы украсить, облагородить и дополнить его.

Исторические сведения

Ландшафтная архитектура как вид деятельности зодчего известна с глубокой древности. Вспомним, что среди «семи чудес света» было и произведение ландшафтной архитектуры: Висячие сады в античном Вавилоне. Долгое время ученые сомневались, что они существовали. Однако в XX в. остатки садов были обнаружены археологом Р.Кольдевеем. Они представляли собой террасы, поднимавшиеся одна над другой на пять метров. Всего террас было двенадцать. На них и цвели удивительные сады, которые скрашивали существование царицы, тосковавшей по родине. Гуляя по саду, она вспоминала родную Мидию, ее прохладу, рослые деревья: Вавилон располагался в открытой, безлесой долине рек Тигра и Евфрата — голая земля до самого горизонта, жара...

А теперь вспомним утопавшие в зелени садов дворцы фараонов и вельмож Древнего Египта. Египет располагался в узкой полосе прибрежного оазиса долины Нила. Разливы грозной реки не позволяли ставить постройки и устраивать сады близко к ней. Египетская знать предпочитала окружать себя искусственно созданными садами. В саду всегда был водоем. Обычно сад имел регулярную планировку, которая составляла единое целое с генеральным планом жилого комплекса. Тонконогие цапли, розовые фламинго, павлины и фазаны важно вышагивали по цветущему участку. Попугаи и райские птицы щебетали в ветвях деревьев. В водоеме плавали утки и гуси. В прозрачной воде плескались рыбы, на лилиях и лотосах, неподвижно застывших в зеленоватой глади воды, отдыхали стрекозы. Насколько важны здесь были сад, вода, свежая влага зелени и живой мир, говорит такой факт. Стены и полы дворцов покрывались росписями с изображением водоемов, зарослей папируса, водоплавающих птиц, плескающихся в воде, цветов и лугов — все это оказывало не только эстетическое, но и приятное психологическое воздействие на человека, создавало иллюзию прохлады и свежести, так необходимых в жарком климате. У египтян встречается много изображений садов с плодами и цветами. Это говорит о том, что они много внимания уделяли озеленению и садово-парковому искусству. Есть и изображение сикоморы — дерева, упоминаемого в Библии. Видимо, египтяне считали его священным, так как рядом с ним изображены богиня дерева и жрец.

А теперь мысленно отправимся в античные Грецию и Рим. Эти средиземноморские цивилизации тоже жили в жарком климате, хотя и более благоприятном. Жара и влага вынуждали их много времени проводить вне жилых помещений, в прохладном саду, который назывался внутренний дворик. По существу, это был небольшой кусочек живой природы, замкнутый со всех сторон стенами жилых помещений. Внутренний дворик был любимым местом обитания как у греков, так и у римлян. Известно, что богатые римляне имели два дома: домус в городе и виллу на природе, в живописном курортном местечке, например в Помпеи или Геркулануме, у подножия Везувия. Самым приятным местом отдыха там тоже служил внутренний дворик. Это был маленький рай, изысканная обстановка которого ублажала вкус богатых образованных римлян. В саду стояла бронзовая или мраморная статуя божества, фонтан, мраморные скамейки, кресла и стол. Если позволяла погода, то трапезы проходили здесь. Хозяин восседал в своем мраморном кресле домохозяина, похожем на трон, служившем только ему и утверждавшем его статус. Вокруг росли цветы и деревья, порхали птицы и бабочки. В таком саду, возможно, вели свои беседы известный ученый Плиний и хозяин виллы Сатрий, к которому Плиний с племянником приезжали полюбоваться произведениями искусства, ведь Сатрий был заядлым коллекционером. Однажды собеседники так увлеклись общением, что не обратили внимания на сына хозяина, вбежавшего в дом с вестью о «разбушевавшемся» Везувии. Едва взглянув на него, они продолжили захватывающую беседу. Два интеллектуала погибли под лавой вулкана. Плинию Младшему удалось спастись. Именно он описал позднее трагические события жаркого августа 79 г. Под лавой сохранилось все до мелочей, в том числе и внутренний дворик, но уже без деревьев... Строки из поэмы Д.С.Мережковского как нельзя более точно передают трагизм этого события:

Кругом — последнего мгновенья ужас вечный:
В низверженных богах с улыбкой их беспечной,
В остатках от одежд, от хлеба и плодов,
В безмолвных комнатах и опустелых лавках.
И даже в ларчике с флаконом от духов...

Известно, что Александр Македонский пытался внедрить сад в свое жилище, т.е. создать первый зимний сад. Римские императоры вывозили из захваченных стран красивые растения и высаживали их в обширных садах своих вилл. Просвещенное общество эпохи Возрождения также интересовалось ландшафтной архитектурой и садово-парковым искусством. Многогранный ученый Леонардо да Винчи занимался этим в Милане, работая на герцога Моро. В эту эпоху возник огромный интерес и к созданию зимних садов. Проекты и чертежи таких садов обнаружены в рукописях Леонардо и его учеников.

Наступил XVII век. Эпоха Людовика XIV знаменита стилем барокко. Вагоссо в переводе с итальянского — «причудливый», «вычурный». В это время был построен грандиозный дворцово-парковый ансамбль «Версаль», затмивший изысканностью своей архитектуры, роскошной организацией ландшафта и красотой отделки все европейские резиденции. Мастера французской парковой архитектуры решительно преобразовали здесь природу. Они создали французский регулярный парк. Он имел четкие линии и очертания дорог, аллей, партеров и газонов. Никаких отклонений от геометрии. В анфиладах парковых аллей и пергол (навесы с живой растительностью) стояли строгие ряды деревьев и кустов, стриженных в виде шаров, кубов, конусов, винтообразных пирамидок. Другие массивы зелени были превращены в зеленые стены и ограды. Это были «экраны», на фоне которых эффектно смотрелись силуэты барочных статуй и нарядных дам. Регулярные парки эпохи барокко — образец необычного преобразования природы, стремление приблизить ее к нереальным, сказочным декорациям.

В XVIII в. на смену французскому регулярному пришел английский парк с его живописной свободой. Английский парк представлял собой картины естественной природы. Казалось, что ландшафтные архитекторы и садовники даже не прикладывали рук к созданию этой красоты, что все росло, цвело и благоухало как бы само по себе. Искусство мастеров английской ландшафтной архитектуры как раз заключалось в том, что они тщательно проектировали виды природы, и настолько ненавязчиво, что это было совсем незаметно. Вот новый изгиб тропинки, поворот, и... открывается очередной прекрасный вид: яркая зелень поляны, на дальнем плане купы деревьев, чуть ближе группы кустарников, некоторые из них усыпаны яркими декоративными ягодами, а другие благоухают цветами. Ландшафтный архитектор учитывал каждый бугорок, былинку, камень (словно случайно оказавшийся здесь), сорт травы для газона. Каждый вид, каждый ракурс, открывавшийся при очередном повороте тропинки, был заранее продуман специалистом.

Японский сад — это особое осмысление природы и ее возможностей. В основном японские сады небольшие. Их камерность и одновременно космическая философия придают им неповторимое очарование. Японский и европейский сады — это два разных мира, два разных отношения к природе и бытию. Если европейский сад служит для отдыха и прогулок, то японский — для медитаций при общении с природой. Японец в отличие от европейца полностью сливается с ней, ощущает себя ее частью, а не господином.

Японский сад начал формироваться в эпоху Средневековья. К XVI в. садовое искусство в Японии достигло своего расцвета. Для нас понятие «японский сад» обладает набором устойчивых признаков, характерных только для него. Главными элементами такого сада являются камни, галька, мох и невысокие растения. Своеобразие саду придают также его миниатюрный размер и асимметричная композиция. «Микроландшафт» — такое название японскому саду дали европейцы. В Японии существует несколько разновидностей садов. На площадке в несколько квадратных метров, засыпанной белой галькой, расставлены группы камней различной формы. Это — сухой сад, или сухой пейзаж. Ведь у японцев сад и пейзаж — почти синонимы. Если вместо гальки песок, а вместо камней кустарник, тщательно подобранный по объему, форме и цвету листвы, — это песчаный сад. В саду мхов важны фактуры и оттенки мха. В саду воды главным становится пруд или ручей. И наконец, включающий все компоненты — пейзажный сад, содержащий водоем с островами и мостиками, группы деревьев с разнообразной формой стволов, крон, ветвей, каменные пагоды, чаши и фонари.

Японские сады различались по своим функциям. Малые сады площадью в несколько квадратных метров предназначались только для рассматривания, любования. Расположенные рядом с храмом или жильем, они являлись естественным продолжением их интерьера. А большие ландшафтные сады, предназначенные для прогулок, были рассчитаны на круговое, панорамное восприятие. Деревья, камни, мхи. Что может быть более обыденным? В японском саду они приобретают особое значение. Приравнивание природных материалов и форм к художественному образу превращает японский сад из явления ботанического в явление эстетическое — в произведение искусства. Непривычная для европейцев художественная форма японского сада является очень органичной для Японии — страны, которая расположена на множестве больших и малых островов. Может, поэтому в любом японском саду водоем всегда имеет «острова». Море омывает японские острова, а ветра делают работу скульптора, придавая скалам и деревьям неповторимые очертания. Где еще можно встретить такие причудливые изгибы стволов и веток сосны, сакуры или сливового дерева? Отождествление японского сада с живописью — это абсолютно логично для японцев. Европейцу, воспитанному на образцах своей культуры, трудно представить себе это родство. Японский сад уникален, неповторим. Но вот парадокс! Японские сады — искусство типологическое (звучит почти как «типовое»). С одной стороны, каждый сад — это неповторимое произведение искусства. С другой — вспомним, что японские мастера, «исполнявшие» сады, всегда оставались в рамках давно установленных правил, придуманных еще в эпоху Средневековья и описанных в различных руководствах.

Шли века, изменялась роль сада, но многие свойства традиционного японского сада оказались жизнеспособными и в наше время. Иначе как объяснить тот факт, что современные японцы с завидным постоянством всегда находят место кусочку безыскусной живой природы рядом с глобальным геометризмом современной застройки. Насколько японцы влюблены в природу, говорит следующий факт: поверхности ширм и стен в японских домах с древности расписывались сюжетами с садами и людьми, любующимися ими. Названия сюжетов говорят сами за себя: «Любование кленами на горе Такао», «Развлечение под цветущими вишнями», «Сосны и журавли», «Изгородь и вьюнки», «Цветущее дерево сливы»... А вот стихи с ширмы:

Волшебный персик зацвел...
Плоды бессмертия
Он дарит...

Сад должен радовать глаз японца круглый год, в том числе и чайный сад — часть единого целого: чайной церемонии. Обычно он засажен вечнозелеными растениями, цвет листвы которых схож по тону. Это переходы, нюансы почти одного цвета. Интересен дизайн старинного Сада 15 камней Рёандзи близ Киото (XIV в.) Загадка его в том, что с любой точки обходящий видит не пятнадцать, а четырнадцать камней, т.е. один камень как бы всегда исчезает.

Японский сад разбит у здания ЮНЕСКО в Париже. Сегодня он как никогда популярен в интерьерах в стиле «минимализм».

Современное парковое искусство

А теперь ознакомимся с опытом современной ландшафтной архитектуры. Ежегодно во Франции проводятся международные фестивали садово-паркового искусства. Посетители парка Шомон-сюр-Луар наслаждаются искусством профессионалов и любителей со всего мира. Проследим события и достижения фестиваля, проходившего в 1997 г. Он интересен тем, что был посвящен воде — важному элементу природы. Устроители и гости оказались во власти водной стихии, представшей перед ними. Прекрасные сады поразили взыскательный вкус посетителей парка.

Например, один из них — сад «Волна ракушек». Рельеф в нем решен в виде волн из твердого материала, покрытых красивыми ракушками, гармонично подобранными по цвету и фактуре. Одна волна имеет светло-бежевый оттенок с вкраплениями кораллового цвета, другая отливает фиолетово-коричневыми и белыми тонами, перемешанными между собой как разноцветная крупа; есть ракушки голубоватого оттенка, перемежающиеся на плоскости волны с массивами белой гальки, есть волны, покрытые панцирями улиток и мидий, в том числе и их внутренней, перламутровой стороной. Великолепный мозаичный каскад искусственных волн имеет благодаря ракушкам как будто чешуйчатую (как у рыб и земноводных) поверхность. Вода просачивается между ракушками, струится по волнам и исчезает в ковре из хвоща и белого гравия, впитываясь без остатка.

«Растительная стена» — сад, выращенный без земли. Необходимые минеральные удобрения растения получают вместе с водой, струящейся сверху вниз по стене. Красивая, пестрая, «живая» стена.

Сад «Туман и ивы». Плетеная изгородь из живых ивовых саженцев покрыта нежной листвой. Растения высажены в грунт уже в переплетенном виде. Они образуют тенистый лабиринт, обрамляя дорожку, посыпанную охристым песком. Сплетенные ивы два года подряд имели успех на этом фестивале.

Сад «Пассаж» издали кажется стеклянным павильоном. Однако стены в нем не из стекла. Это завеса из воды стеклянной гладью скользит сверху вниз. Когда посетитель подходит, падение воды временно прекращается, позволяя ему зайти внутрь, чтобы потом «заточить» в водяном павильоне. Такую водную феерию увидели посетители выставки в парке Шомон-сюр-Луар.

А как обстоят дела в Америке? О стремлении американцев объединить жилой интерьер с природой уже говорилось. Но как решается сама природная среда? Сегодня на Среднем Западе многие американцы смотрят на сады все еще сугубо прагматически. От них ждут урожая. Но есть и другие примеры. Двадцать лет назад два американца — Джеймс Григсби и Крейг Бергман купили старую ферму в штате Иллинойс. На небольшом участке земли они создали «английский сад», имитирующий дикую при-роду, на самом же деле тщательно продуманный. Дорожки и клумбы здесь имеют произвольную форму, а цветы растут разных сортов и оттенков. В саду много аксессуаров: садовые урны и скульптуры, терракотовые вазы и каменные старинные чаши для цветов, декоративные пни. Есть оранжерея, обставленная садовой мебелью так изысканно, словно это гостиная. Чугунные стол, стулья и скамья с ажурными поверхностями тонкой работы выделены в отдельную зону, а вокруг стоят садовые вазы на ножках, каменные чаши и подставки, клетки для птиц и везде цветы.

И еще немного о парках и работе ландшафтных архитекторов США. В окрестностях Оксфорда есть сад-дендрарий (древесный сад), который полностью посвящен японскому клену. Например, очень красив мелкоперистый клен с узенькими, словно перышки птицы, резными листочками. Листва японских кленов очень разнообразно окрашена осенью. Как тут не вспомнить японскую ширму XVI в. с сюжетом «Любование кленами на горе Такао». Японский клен в природных условиях может достигать разной высоты: от карликовых растений, применяемых в искусстве «бонсай», до тридцатиметровых и выше.

Градостроительство (планировка городов и населённых мест)

Градостроительство, как и другие виды архитектурной деятельности, имеет корни, уходящие в глубокую древность. Четкое планирование храмовых, погребальных и дворцовых комплексов было распространено уже в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии. В Древней Индии и Древнем Китае создавались четкие, геометрические планировки городов и писались целые трактаты о градостроительстве.

В Греции в эпоху классики происходил быстрый рост городов. Это пробудило интерес к градостроительству, и, как результат, были разработаны основные принципы регулярной планировки. Изобретение их приписывается греческому архитектору Гипподаму из города Милет. Раскопки города Олинфа раскрыли археологам секреты теории градостроительства Гипподама. Этот живописный городок состоял из кварталов размером 100 x 40 м. Каждый квартал пересекали канализационные каналы, накрытые сверху плитами. Половина квартала делилась на пять дворов, застроенных по периметру. Тип дома с внутренним двориком и принципы планировки древнегреческих городов сформировались в соответствии с климатическими условиями Средиземноморья. Городская площадь (агора) в Древней Греции имела многочисленные функции и была центром города. К ней примыкали культовые и общественные здания.

Над концепцией идеального города работали Платон и Аристотель. Гиппократ в сочинении «О воздухах, водах и местностях» ставил вопросы экологии на одно из первых мест в градостроительстве. Однако в целом большинство греческих городов застраивались хаотично. Даже Афины до правления Перикла не отличались хорошей планировкой, хотя и считались крупным городом и важным культурным и политическим центром. Александр Македонский, завоевав обширные территории Востока, активно занимался градостроительством. Он построил десятки городов с регулярной планировкой, а его преемник Селевк продолжил эту традицию.

Рим был гораздо больше Афин. В этом городе с хорошо зонированной территорией и организацией жилой среды имелся водопровод, канализация, пожарная служба, много общественных, культовых и зрелищных сооружений. Среди последних, наиболее популярным был Колизей. Пятьдесят тысяч зрителей собирались в амфитеатре посмотреть кровавые гладиаторские бои и зрелища с травлей животных. Для сравнения вспомним, что в Греции любили театр. Да, высококультурным грекам кровавые сцены, популярные у римлян, показались бы грубыми и вульгарными.

Еще одним общественным центром в римском городе стали термы, которые представляли собой нечто среднее между клубом и баней. К III — IV вв. термы по популярности затмили амфитеатры.

Большое влияние на последующее строительство городов оказал римский архитектор Bumpyвий. В трактате «Десять книг об архитектуре» он дал ценные указания по проектированию городов. О том, как застраивались другие города Древнего Рима, можно судить по раскопкам Помпеи, хорошо сохранившегося под вулканической лавой. Город Помпеи был отлично спланирован. В центре его находился Форум (площадь), от которого шли аккуратно расположенные кварталы. Жители Помпеи посещали театр, термы, амфитеатр для разных зрелищ. Улицы были пешеходными — узкими, а площади — широкими, обрамленными по периметру портиками (навесами на колоннах), как в греческих городах. Помпеи считался курортным городом, а уже в те времена римляне заботились об экологическом состоянии курортных мест. Помпеи, утопавший в зелени садов, выходил к морю. Здесь у ворот останавливались все колесницы, так как проезд по улицам города был запрещен.

Если мысленно перелистать страницы истории градостроительства средневековой Европы, то видно, что европейские города очень тесные. Фасады их «лепятся» друг к другу. Эта тенденция сохранялась долго. На улицу выходил «забор» из разнообразных фасадов, а планировка каждого дома развивалась в глубину. Дома получались вытянутыми по продольной оси с небольшим количеством окон и полутемными жилыми помещениями. Ничего не поделаешь: чем шире был фасад, тем больший налог платил владелец дома.

Со временем градостроительные системы совершенствовались. Архитекторы XX в. разработали множество систем и построили красивые современные города. Над проектами новых городов XX в. работали многие великие архитекторы. О том, насколько сложны задачи, стоящие сегодня перед градостроителями, можно понять из сказанного далее. Схема зонирования селитебной территории (той, где селятся люди) городов и населенных мест должна обеспечивать рациональное размещение жилой застройки, общественных центров, учреждений и предприятий обслуживания. При этом надо грамотно планировать уличную сеть, учитывать существующий ландшафт при благоустройстве районов и жилых массивов, а также не забывать, что главная цель проекта — создание наилучших условий проживания и выразительного архитектурного облика планируемой территории. Общественный центр города является градообразующим фактором, архитектурным ядром города. Он придает городу архитектурно-художественную выразительность. Градообразующим фактором является и промышленная зона, где работают горожане. Центры тяготения в городах — это важнейшие учреждения, вузы, вокзалы, парки, стадионы. Именно к ним направлены крупные транспортные потоки. На пересечении основных магистральных улиц намечается место расположения общегородского центра, а сами эти улицы становятся главными композиционными осями города.

Город, как живой организм, реагирует на изменения экономических и социальных условий. Старые города строились веками. Зодчие разных эпох внесли свою лепту в их создание. В XX в. строительство и планировку новых городов и столиц часто поручали архитекторам с мировым именем.

В 1956 г. в Бразилии был объявлен конкурс на проект генерального плана новой столицы — города Бразилиа. Гениальный бразильский архитектор О..Нимейер принимал активное участие в разработке проекта и строительстве столицы в пустынной местности центральной части Бразильского нагорья. Рядом с водохранилищем на треугольном полуострове всего за три года был возведен город, похожий в плане на самолет или птицу с расправленными в дрейфе крыльями. Весь монументальный облик Бразилиа, названия ее площадей и общественных зданий имеют символическое, вдохновляющее значение, помогающее бразильцам почувствовать свое национальное достоинство. Просторные площади напоминают о бескрайних степях Бразилии, а пальмовые рощицы, выращенные здесь, ассоциируются с зеленью тропических лесов. Площадь Трех Властей запроектирована в виде треугольника. Не правда ли, символично. Площадь «охраняют» статуи воинов. Ослепительная белизна зданий выделяется на фоне трехцветия окружающего пространства: красной почвы, зелени пальмовых рощиц и яркой синевы неба. Пластическое решение центральных ансамблей контрастирует со строгой правильностью жилых кварталов. В 1960 г. состоялось торжественное открытие новой столицы. Периодические издания всего мира освещали это событие.

Еще одним примером удачного решения градостроительных задач является район Дефанс с населением сто тысяч человек, расположенный на западной окраине Парижа. Это гармонично организованное архитектурное пространство, на котором размещено двадцать восемь небоскребов разной этажности. В них разместились офисы делового центра и жилые помещения. По мере удаления от центра застройка приобретает свободный, даже живописный характер и непринужденно сливается с парком, расположенным на территории в двадцать пять гектар.

А вот так фантазировал о городе будущего О.Нимейер в своем эссе «Завтра, к городу-другу...»:

«Три башни многоэтажных жилых домов на сто тысяч жителей. Внизу: учреждения для работы, отдыха и спорта. Высоко под облаками, защищенные с помощью техники от воздействий солнца и ветра, три башни хорошо вписываются в бескрайний пейзаж. Внизу: зоны работы, культуры и отдыха. Лифты уже устарели, это контролируемая сила тяжести. Путешествия в космическое пространство между далекими звездами и планетами... Подводные плавающие клубы — стеклянные дворцы подводного мира, который мы начинаем познавать. Уровень земли целиком высвобожден для пешеходов; машины движутся на высоте двух метров от них. Кругом сады, никаких улиц... Факультеты университетов превращены в научно-исследовательские центры. Знания в течение нескольких минут навсегда фиксируются в мозгу. А люди становятся ближе друг к другу, более дружественны и, что самое главное, равны между собой».

Теперь несколько слов в качестве эпилога. В сентябре 2001 г. башни-близнецы «World Trade Center» («Всемирный торговый центр») в Нью-Йорке были уничтожены террористами. На месте рухнувших башен-близнецов возведён мемориальный комплекс.

Советы выпускнику

Ты уже представляешь себе, в чем состоит архитектурное творчество, и решил сделать выбор в пользу этого вида деятельности. Тебе может представиться много возможностей в получении разных уровней квалификации: от рабочего и техника до главного архитектора города, а также возможность специализироваться в одном или нескольких направлениях архитектурной деятельности. Прежде всего, ты можешь реализовать себя уже на пути к этой профессии. Например, приобретя рабочую специальность каменщика, маляра, штукатура, облицовщика, отделочника и т.д. Романтика профессии найдет тебя и здесь. Безупречно выполнить отделку стен, мастерски уложить паркет, мраморную или керамическую плитку, сделать «снежно сверкающей» штукатурку и многое другое — вот в чем состоит труд рабочего, помогающего архитектору воплощать его идейно-художественные замыслы. Во время авторского надзора над строительством объекта архитектор общается непосредственно с рабочими. Высококвалифицированный рабочий может дать хороший совет автору-архитектору, подсказать многое на практике. Обычно это общение «на равных», и полезно оно обеим сторонам. Здесь творческий процесс стоит выше понятий о рангах

Все необходимые навыки и знания, а также любую квалификацию и специальность рабочего строительной профессии ты можешь получить в профессионально-техническом училище или лицее под руководством опытных педагогов и наставников. Информацию о том или ином учебном заведении ты всегда можешь найти в справочнике для поступающих, а также из газет и телепередач. Очень полезным будет посещение выбранного учебного заведения в День открытых дверей.

Если же ты хочешь в своей профессиональной деятельности подняться на более высокую ступень, то выбери квалификацию техника-архитектора. Работая техником-архитектором в архитектурно-проектной фирме, бюро, мастерской, ты тоже сможешь реализовать свой творческий потенциал под началом архитектора (автора проекта, руководителя отдела, фирмы), став его первым помощником, его «правой рукой». Работа техника-архитектора творческая и ответственная. Необходимо хорошо рисовать и чертить, знать законы архитектурной композиции и основы цветоведения, уметь красиво «подать» фасад здания и его антураж (деревья, дома, люди, малые формы) на планшете, уметь оформить проект интерьера и его детали по заданию архитектора, а также самостоятельно разработать небольшой проект. Получить все необходимые знания и навыки ты сможешь, поступив в среднее профессиональное учебное заведение — колледж. При поступлении кроме обычных экзаменов необходимо сдавать экзамен по рисунку. Чтобы сдать его успешно, нужно посещать художественную школу, изостудию, подготовительные курсы.

Окончив архитектурно-строительную академию или архитектурный факультет в каком-либо вузе, ты станешь архитектором. Поистине романтическая профессия. Диплом архитектора дает возможность заниматься любым видом архитектурной деятельности, а также шанс карьерного роста: от должности рядового архитектора до главного специалиста фирмы или главного архитектора города. В вузе также надо сдавать экзамен по рисунку. Конкурс при поступлении на эту специальность всегда высокий.

Выбрав профессию архитектора, не забывай, что, став им, ты становишься и общественным деятелем, наделенным не только большими правами и возможностями, но и большой ответственностью. Различную информацию об архитектуре и архитектурном творчестве ты можешь получить в Интернете (см. список сайтов в приложении). И еще одна важная деталь. Если ты внимательно прочтешь дальнейшую публикацию «Дизайн», то заметишь, что многие дизайнеры интерьера, мебели и аксессуаров получили в свое время качественное архитектурное образование. А это значит, что после окончания архитектурного вуза ты сможешь заниматься как архитектурной, так и дизайнерской деятельностью. Диплом архитектора дает универсальные возможности.

Тебе необходимо знать некоторые сведения о спросе на профессию на рынке труда и занятости архитекторов в сфере деятельности. Профессия архитектора всегда востребована, спрос на новое поколение архитекторов — талантливых, грамотных и энергичных — постоянно повышается. Архитектор в своей профессиональной деятельности не связан рамками своего города или своей страны. Пройдя собеседование, конкурс или получив лицензию, ты сможешь работать там, где тебе хочется, где интересно и материально выгодно. О вакансиях ты можешь узнать из разных источников, например в кадровых агентствах Москвы: они сообщают о наличии рабочих мест, в справочниках, таких как «Справочник художника, графика, дизайнера по арт-индустрии» (Издательский дом «Гамма»).

Теперь о ценности профессии архитектора. Она не только романтична, но и престижна и высокооплачиваемая, если тебя ценят. Но главное — задумайся о том, что величие архитектуры — в ее вечности. Архитектор, даже построив одно здание, увековечивает себя. Профессия архитектора всегда была модной. И не только потому, что «архитектор» — это красиво звучит.

Архитектор практически не имеет противопоказаний по здоровью для занятий архитектурным творчеством. И, тем не менее, нужно заботиться о сохранении своего зрения и о том, что работа над проектом — это «сидячая» работа, а гиподинамия не полезна для здоровья человека. Положительным является то, что работа в бюро перемежается с поездками на объекты. Плохо сказывается на качестве проектов наличие у архитектора дальтонизма в той или иной степени. Абитуриент должен знать и об этом аспекте своей будущей работы.

И наконец, требования к профессиональной деятельности. Закончив вуз и получив диплом архитектора, ты приобретаешь не только права, но и обязанности. Они будут выражаться в том, что ты будешь обязан в своей профессиональной деятельности соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к тебе как к специалисту; ты обязан будешь нести ответственность за свою работу. Архитектор должен хорошо ориентироваться в современной информации о новых стилях, технологиях, владеть компьютером.

Ошибки при проектировании здания могут иметь трагические последствия для людей. Здания должны быть прочными и устойчивыми. Экономия строительных материалов может привести к разрушению здания и даже гибели людей.

Людей подстерегают и другие опасности при эксплуатации здания, если отделочные и строительные материалы экологически опасны. Это причина различных заболеваний и быстрой утомляемости людей, постоянно проживающих или работающих в таких зданиях. Безграмотность архитектора может проявиться и в другом. Здание может быть прочным и экологически чистым, но некрасивым или неудобным в эксплуатации (плохая планировка, недостаточная инсоляция и т.д.). Некрасивое здание, неуютное помещение — брак, который остается навсегда.

Ты ознакомился с материалом в этой части публикаций о профессиях в сфере искусства, многое узнал об архитектурной деятельности. Если ты всерьез задумался о профессиональном пути, связанном с архитектурой, тебе, может быть, будет интересно узнать о профессии из уст самого архитектора и ответить себе на такие вопросы:

Хочешь ли ты стать архитектором? Какой вид архитектурной деятельности тебе более всего по душе: архитектура жилых, общественных, промышленных зданий; ландшафтная архитектура; градостроительство (планировка городов и населенных мест)? Какое учебное заведение ты выбрал: вуз, колледж, училище? Каким ты видишь свой профессиональный путь?


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 05 Май 2013 в 12:44
Категория: Профессии
Просмотрено 2566 раз
Комментирование отключено

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 234
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21