Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Материалы и инструменты скульптора

05 Окт 2013

"Sculp" в переводе с латинского означает «высекать», «вырезать». Но технология изготовления скульптурного произведения — это не только высекание задуманной формы из твердого материла путем снятия лишнего объема, лишней массы. Это может быть и наращивание объема за счет прибавления пластического материала, когда скульптурное произведение создается с помощью лепки. Стеки — инструменты скульптора для работы с глиной и другими мягкими материалами.

Есть еще один способ создания скульптурного произведения — это отливка его из веществ, которые способны переходить из жидкого состояния в твердое: из бронзы, чугуна, гипса, бетона, пластмассы и др. Можно создавать скульптуру и из твердого, нерасплавленного металла путем ковки, чеканки, сварки и др.

Глина. Это первый и главный материал скульптора. Глина пластична, послушна искусным пальцам скульптора. Пластичность глины — ее способность изменять форму в руках мастера, сохранять форму и не покрываться трещинами. В зависимости от примесей и красящих пигментов глина может иметь тот или иной цвет. Глина — древнейший поделочный материал скульптора. В Греции мастера из Танагры создавали прекрасные статуэтки из обожженной глины, которые пользовались огромным спросом.

Металлы и сплавы тоже всегда были очень популярны в работе скульпторов-монументалистов, а также при создании крупной станковой скульптуры, особенно в сложных композициях.

Бронза получила широкое распространение уже в Древней Греции. Придворный скульптор Александра Македонского Лисипп, восхищаясь полководцем, ваял его портреты из мрамора и отливал из бронзы. Мрамор — наиболее подходящий материал для скульптурного портрета. Так почему же Лисипп старался создавать портреты полководца в бронзе? Во-первых, бронза была излюбленным материалом этого скульптора, а во-вторых, видимо, он считал, что этот прочный материал больше подходит для изображения твердой и волевой личности великого полководца. В России бронза впервые была применена при изготовлении бюста Петра I скульптором-иноземцем К. Растрелли и при изготовлении статуи Нептуна в Петергофе. «Медный Всадник», несмотря на название, тоже отлит из бронзы. Создание скульптурного произведения из бронзы имеет определенные особенности. Сначала готовится модель, а затем по ней отливается форма произведения. После этого бронзовую статую подвергают чеканке с помощью инструментов, которые называются чеканы. Чеканами удаляют различные заусенцы, высекают, углубляют отдельные детали. Готовое бронзовое произведение подвергается патинированию. Патинирование — это покрытие бронзовой поверхности специальным составом, который, обладая защитными и декоративными свойствами, придает бронзовым статуям неповторимое очарование: в складках одежды, в западающих частях формы появляется сине-зеленый, бирюзовый, иногда черный налет (это зависит от состава вещества), красиво контрастирующий с золотистой поверхностью металла и выявляющий все детали скульптурного произведения вплоть до мелочей. Бронза — прекрасный материал как для монументальной, так и для монументально-декоративной скульптуры. Красиво выглядят выполненные из бронзы произведения станковой скульптуры и скульптуры малых форм. В эпоху Возрождения с бронзой работали Донателло, Бенвенутто Челлини, Леонардо да Винчи, Андреа Вероккио.

Медь — красивый, прочный и довольно пластичный материал. Вспомним Памятник комсомольцам - защитникам Сталинграда (скульптор А.Криволапов) и статую женщины с глобусом и голубем мира на куполе Волгоградского планетария (скульптор В.Мухина). Это благородный, уникальный по своим эстетическим качествам материал, хорошо поддающийся ковке.

Зарождение и быстрое распространение статуарного художественного литья из чугуна связано с эпохой и деятельностью Петра I. В XIX в., когда технология чугунного литья была хорошо освоена, этот способ создания монументальной, станковой и малой скульптуры сильно потеснил технологию бронзовой отливки статуй. И это понятно: чугунные изделия отличались не только высокохудожественным видом, но и дешевизной. В этот период чугунное литье переживает свой расцвет. Создаются памятник Александру II, бюст Александру I, постамент для памятника Екатерине II, рельефы и скульптурные композиции на мостах Москвы и Петербурга, огромное количество ажурных чугунных решеток и оград. Чугунные статуи, как и любые отлитые из металла, обрабатываются после отливки и монтажа. При этом применяют специальные инструменты, которые щадяще обрабатывают хрупкий чугун. После обработки статую тонируют — обычно черным цветом, что придает ей благородство и красоту.

Золото. Обычно им покрывают бронзовые статуи. Именно так выполнен знаменитый «Самсон» в Петергофе.

Алюминий и нержавеющая сталь также нашли широкое применение в современной скульптурной деятельности. Огромные монументы из металла часто создаются с помощью соединения их частей болтами и сваркой.

Камень — очень древний материал скульптора. Естественная фактура, разнообразие оттенков, прочность и долговечность — это те качества камня, которые позволяют воплотить прекрасные образы. Гранит, мрамор, порфир, оникс, малахит, алебастр, яшма и многие другие необыкновенно красивые поделочные камни часто использовались скульпторами.

Гранит — красивый и прочный материал. Он бывает разнообразных цветов и оттенков: красный, серый, бежевый, черный. Из черного полированного гранита и кварцита скульпторы создавали статуи Эхнатона, которые стояли на территории дворцового комплекса в Ахетатоне.

Мрамор — любимый материал великого титана эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Во все времена лучшим считался итальянский мрамор из Каррары. Мрамор тоже может иметь различные цвета и оттенки. В античности и в эпоху Возрождения скульпторы предпочитали для работы белый мрамор.

Алебастр — удивительный камень. Мягкость, податливость резцу скульптора, красивые оттенки — причины его особой популярности, особенно в Древнем Египте, где алебастра было много. Алебастр шел в основном на изготовление произведений мелкой пластики, светильников и сосудов для благовоний. Прозрачный светильник из алебастра, сделанный резчиком по камню — пример идеального использования свойств этого как бы светящегося изнутри камня.

Песчаник — любимый материал скульпторов-портретистов Древнего Египта. Портреты знатных египтян, фараонов и членов их семей выполнялись из песчаника, например портреты Нефертити, Эхнатона, Тутан-хамона.

Слоновая кость — еще один популярный с глубокой древности материал скульптора. Вспомним статуи Зевса Олимпийского и Афины Парфенос. Драгоценная отделка этих статуй золотом и слоновой костью сделала их неподражаемо прекрасными. Из слоновой кости создают свои произведения, например, скульпторы, занимающиеся мелкой пластикой.

Сегодня традиционными и привычными материалами скульптора стали стекло и пластмасса, особенно часто применяемые в мелкой пластике (фигурки животных, сказочные персонажи).

СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКУ

Стать скульптором — значит «найти» себя в одном из видов этого искусства. Так можешь стать скульптором-монументалистом, станковистом, скульптором мелкой пластики. Профессия скульптора редкая, особенно скульптора-монументалиста. Для получения этой профессии необходимо закончить высшее художественное учебное заведение по данной специализации. Лишь несколько человек в год получают в таких учебных заведениях диплом скульптора-монументалиста. И ты должен быть готов к тому, что конкурс при поступлении туда будет высок. Получить профессию скульптора-монументалиста можно в Российской академии живописи, ваяния и зодчества в Москве, а также в Санкт-Петербургском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Стать скульптором другой специализации можно в таких высших художественных учебных заведениях, как Уфимский государственный институт искусств, Красноярский государственный художественный институт искусств и др. (см. справочник для поступающих в вузы). До поступления в вуз желательно получить начальное и среднее художественное образование.

С деятельностью скульптора-монументалиста тесно связана работа скульптора-исполнителя. Скульптор-исполнитель помогает в работе монументалисту, является его «правой рукой». От его профессионализма зависит качество готовой работы автора. Скульптора среднего звена готовят художественные училища. Поступая в среднее художественное заведение, ты будешь сдавать экзамены по художественным дисциплинам. Чтобы поступить туда, надо иметь способности в области рисования, скульптуры, композиции и, конечно, заранее подготовиться.

Работа скульптора — это элитарная деятельность, результаты которой хорошо оплачиваются. Большие заказы от государственных структур, музеев или частных фирм приносят скульптору, особенно монументалисту, крупные заработки. Скульптор может также создавать небольшие произведения, пользующиеся коммерческим спросом, например выполнять скульптурные портреты на заказ, либо совмещать творчество с педагогической деятельностью в вузе, колледже, училище. Понятно, что, получив образование в учебном заведении с сильной подготовкой, скульптор никогда не останется без работы и без заработка, так как универсальное образование дает ему широкие возможности во многих сферах как скульптурной, так и любой другой художественной деятельности.

Скульптору, особенно монументалисту, работающему с большими формами, нужно иметь крепкое здоровье. Работать, держа в руках тяжелый инструмент, не просто, здесь нужна физическая сила, выносливость. Вот почему женщин в этой профессии почти не встретишь.

Талантливый скульптор, особенно момументалист, принадлежит не одной стране или одному народу: его талант принадлежит всему человечеству. Скульптор может работать по всему миру. Он понимает, что его главная роль как художника и общественного деятеля состоит в том, чтобы сохранять себя в пространстве подлинного искусства — мирового искусства, стремиться к высокому профессионализму. Он не должен снижать требовательности к себе как к художнику, и именно поэтому он не должен, почувствовав коньюнктуру — кто бы ее ни навязывал, угождать низкопробному потребительству. Создание художественного произведения не должно служить культу купли-продажи труда автора. Скульптор, конечно, должен ценить себя и свой труд, понимать художественную ценность своих произведений, но при этом он должен соблюдать определенные этические нормы.

Ты должен также понять, что без знаний и высокого интеллекта воображение не способно работать и создавать выразительные по глубине со держания образы, такие, которые во все времена впечатляют зрителя, доставляют наслаждение, пробуждают самые прекрасные чувства.

Чем нравится тебе работа скульптора? Каким скульптором ты хочешь стать: монументалистом, станковистом, работать с мелкой пластикой? Привлекает ли тебя деятельность скульптора-анималиста? С каким материалом тебе хочется работать в будущей профессии: с глиной, бронзой, чугуном? Или это будет мрамор, гранит? Выбрал ли ты уже учебное заведение для получения профессии скульптора? Это вуз или училище? Каким ты видишь свой путь?


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 05 Окт 2013 в 12:27
Категория: Профессии
Просмотрено 6689 раз
Комментирование отключено

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 232
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21