Пастель (от лат. pasta - тесто) - группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи. Свое название получила от приема рисования применяемого итальянскими художниками XVI века, в том числе и великим Леонардо да Винчи.
Этот прием заключался в работе одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами. И только в XVIII пастель становится самостоятельной техникой, получившей особою популярность во Франции и Англии. Особое развитие пастельной техники произошло во второй половине XIX века. В Россию пастель привезли иностранные художники в XVIII веке. Пастель становится излюбленной техникой многих великих русских художников. В коллекции Русского музея представлены пастели И. Левитана, В. Серова, Б. Кустодиева и др.
Пастельная картина пишется путем перемещения палочек по поверхности (холст, бумага и др.) оставляя за собой цвет. Когда полотно полностью покрыто пастелью, произведение называется пастелью, а когда не полностью - эскиз или рисунок. Пастелью можно рисовать и писать. Художник может передать форму в основном линией, контуром, штрихом, а все цветовое решение провести как подкраску несколькими тонами, получая подкрашенный рисунок. Но возможно создавать пастелью и настоящую живопись, передавая множество цветовых отношений.
Виды пастели:
Каждый вид пастели имеет свои особенности в использовании и особые эффекты в изображении. Сухая пастель ложится на бумагу легко и мягко, её можно растушевывать, превращая штрихи в ровный тон. Цвета можно легко смешивать, накладывая друг на друга и получать новые оттенки.
Пастель находится на грани между рисунком и живописью, обилие доступных цветов дает свободу творчеству и позволяет смешивать тона. Работа пастелью соединяет линию и цвет, дает возможность работать штриховкой, живописным пятном, можно дать очень слабый тон и очень насыщенный. Работа в технике пастели предполагает растушевку пигмента или "вбивание" его в основу, так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенные рядом, соединились и "заиграли" цветом, не смешиваясь полностью.
Работа сухой постелью требует особой фактурной поверхности, шероховатого, структурированного основания, способного удержать красочный пигмент. Поэтому желательно в качестве основания для пастели использовать специальную бумагу, шероховатый картон или холст с небольшой зернистостью. Возможно использование велюровой и наждачной бумаги, на которую хорошо ложится пигмент. При работе масляной пастелью можно использовать гладкую сторону бумаги, на которой красиво смотрятся мазки пастели.
Вносить исправления в пастельном рисунке можно разными способами: можно стряхнуть с поверхности холста с помощью широкой кисти из щетины, стереть ластиком-клячкой (осветлить и скорректировать), можно снять тонкие штрихи лезвием канцелярского ножа.
Мелки сухой постели при работе осыпаются, что сказывается на качестве картины. Чтобы сохранить яркость цвета необходимо фиксировать рисунок. Линейные рисунки можно фиксировать как специальным аэрозолем, так и водой из пульверизатора.
Пастельные наброски выполняют в живописной манере, штрихи накладывают по форме, выявляя объем и выразительность.
Пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета, получая всевозможные оттенки и переходы. Лучшие пастели представляют собой множество красочных слоев, чистых и просвечивающих "сквозь", бархатистых и притягательных своей глубиной.
Дополнительные инструменты, необходимые при работе с пастелью:
Канадский художник Ричард Савойя создает замечательные картины пастелью, отличающиеся уникальной цветовой композицией (сочетанием приглушенно-красных и теплых, светло-оранжевых оттенков) для передачи замечательных пейзажей снежной, канадской зимы.