Разбираемся в том, что же такое перспектива, и учимся рисовать простые фигуры, расположенные под произвольным углом в пространстве (перспективные фигуры).
Изображая в своих рисунках реальный мир, художник берёт информацию из тех данных что он получает при помощи зрения. Зрительные образы предметов натуры отличаются от их действительной формы и цвета. Рассматривая мир, который нас окружает, мы замечаем, что деревья, здания, люди по мере удаления от нас кажутся всё меньше и меньше, а параллельные линии дорог и железнодорожных путей, удаляясь от нас, сходятся в одной точке, объемные предметы на большом расстоянии кажутся плоскими и т. д.
Все объяснения этому находятся в свойствах нашего зрения. Наше восприятие предметов и представление о них зависят от условий в которых мы их наблюдаем. Изменения внешнего вида предметов для глаз наблюдателя подчинены законам перспективы. Так что же такое перспектива?
Перспектива (лат. perspicere – видеть насквозь) – это отдел геометрии, изучающий закономерности изображения видимого мира на плоскости в соответствии с оптическими особенностями и физиологическими свойствами нашего зрения. Изображение, выполненное в соответствии с положениями этой науки называют так же перспективой.
Начинающему художнику важно знать, что изображение видимого мира на плоскости холста, листа и т. д. выполняется в соответствии с определёнными законами, представленными в системе линейной перспективы.
Линейная перспектива – это один из разделов перспективы, представляющий собой свод различных методов геометрического построения перспективных изображений. Художники, работая с натуры, в основном полагаются на свой глазомер и не делают точных расчетов (используют наблюдательную перспективу).
Наблюдательная перспектива – это ряд правил, выведенных из опыта непосредственного наблюдения натуры. Одним из разделов наблюдательной перспективы является воздушная перспектива (в основном используется в живописи). Она исследует изменение цвета предметов под влиянием находящейся между зрителем и предметами атмосферы.
Следующий этап в постижении изобразительной грамоты – понять и использовать на практике основные принципы перспективного изображения, основные законы линейной перспективы, раскрывающие понятия "точка зрения", "линия горизонта", "предметная плоскость" и "точки схода". Если мы на один и тот же предмет посмотрим передвигаясь то влево, то вправо, то приседая, то выпрямляясь – он будет представляться каждый раз по-разному. Положение глаз наблюдателя по отношению к наблюдаемому объекту называется точкой зрения. Горизонтальную плоскость (земли, пола, стола и др.), на которой находятся изображаемые объекты, называют предметной плоскостью. Линия горизонта – это горизонтальная линия, проходящая на уровне глаз. Точки на горизонте, в которых зрительно сходятся параллельные линии, уходящие в глубь картины, называют точками схода. Важно запомнить – для каждой группы параллельных линий в каком бы месте картины они не находились и каким бы предметам они не принадлежали, существует только одна точка схода.
Точка схода
Основные правила линейной перспективы:
Закономерности перспективных сокращений зависят от точки зрения и высоты линии горизонта.
Визуализация правил линейной перспективы
1. Упражнение на построение перспективного изображения прямоугольника и круга:
Материалы: лист плотной бумаги для рисования формата А4, остро заточенный графитный карандаш мягкости НВ.
Упражнение 1.1. Квадрат в перспективе представляет собой либо трапецию – если его две стороны параллельны плоскости, либо неправильный четырехугольник – если плоскость квадрата расположена под случайным углом. В первом случае две стороны квадрата будут параллельны линии горизонта, а стороны, идущие вглубь, сойдутся в центральной точке Р. Во втором случае стороны квадрата будут направлены в точки схода F1 и F2, расположенные справа и слева от центральной. Нарисуйте несколько квадратов в разной перспективе.
Квадрат в перспективе
2. Упражнение на построение перспективного изображения прямоугольника:
Материалы: лист плотной бумаги для рисования формата А4, остро заточенный графитный карандаш мягкости НВ.
Упражнение 2.1. Выполните построение квадрата с натуры (картонный квадрат) в перспективе.
Положим картонный прямоугольник на постановочный стол так, чтобы ни одна из его сторон не была параллельна картинной плоскости. Наметим на листе бумаги точку А, определяющую вершину ближайшего к нам угла прямоугольника, проведём через неё вспомогательную горизонтальную линию. Затем наносим линии сторон прямоугольника, предварительно определив углы их наклона относительно вспомогательной горизонтальной линии, и намечаем длину правой и левой сторон. Взаимно параллельные линии сторон прямоугольника будут сходиться в двух точках схода, расположенных справа и слева на линии горизонта и находящихся за пределами листа бумаги. При рисовании дальних сторон прямоугольника следует направлять их в предполагаемые точки схода. Усилим линию у вершины ближнего к нам угла прямоугольника для выразительности передачи глубины пространства, а по мере удаления линии в глубину сделаем её слабее.
Этапы рисования квадрата с натуры
Упражнение 2.2. Выполните построение круга с натуры (картонный круг) в перспективе.
Уточним определение понятий круг и окружность: окружность – это замкнутая кривая, все точки которой одинаково удалены от центра; круг – это геометрическая фигура, которая ограничена окружностью.
Круг в перспективе имеет вид эллипса и чем ближе к линии горизонта, тем ýже становится эллипс, а при совпадении с линией горизонта он превращается в прямую линию. Необходимо обратить внимание при построении перспективы окружности на то, что передняя половина окружности будет больше, а задняя меньше.
Круг в перспективе
Знание законов линейной перспективы помогает осознать внутреннее строение формы, чтобы правильно её изображать. Но, используя перспективные построения, не стоит превращать рисунки в сухие схемы.
Понять принципы изменения формы в перспективе лучше всего на примере простого геометрического тела – куб. Рассмотрим два главных, характерных положения куба по отношению к картинной плоскости: фронтальное (плоскости, расположенные параллельно картине) – фронтальная перспектива, и под углом – угловая перспектива.
Во фронтальном положении куба две его грани параллельны плоскости картины, а остальные перпендикулярны ей. Горизонтальные линии, образующие уходящие в глубину грани, будут сходиться в одной, центральной точке схода Р. У фронтально расположенного куба, через который проходит плоскость нашего центрального луча зрения, мы можем видеть две грани – переднюю и верхнюю (или нижнюю), либо только одну переднюю, когда куб закрывает собой центральную точку схода Р. У куба, расположенного сбоку от центрального луча зрения, видим на одну (боковую) грань больше. Во всех этих положениях куба, грани, уходящие в глубину, перпендикулярны картинной плоскости и сходятся в центральной точке схода Р.
Перспектива куба во фронтальном положении
В построении куба в угловой перспективе (в угловом положении) на линии горизонта будет две точки схода – F1 и F2, расположенные справа и слева от центральной (одна или даже обе точки схода могут оказаться за пределами картины).
Перспектива куба в угловом положении
Изучив понятия перспективы, выполнив упражнения по рисованию геометрических фигур в различных пространственных положениях и рассмотрев перспективное изображение куба и круга, можно приступать к рисованию геометрических тел (куба, шара, четырехгранной пирамиды, цилиндра) и группы геометрических тел.
Знание и использование законов перспективы помогает художнику при рисовании с натуры, по памяти и по представлению.