Цветовая гармония в живописи — это согласованность цветов между собой, их уравновешенность и целостная выразительность.
В живописной практике цветовая гармония строится на двух базовых гармонизаторах — тёплой цветовой гамме и холодной цветовой гамме. Гармонию тёплых цветов определяют цвета красно-жёлтой части спектра, а гармонию холодных цветов — цвета голубовато-синих (Рис. 1).
Рис. 1
Колорит — это гармония заданного цветового строя картины. Такое цветовое единство обусловлено поиском и определением колорита, где наряду с гармоническим цветовым сочетанием появляется особенность цветовой доминанты. Например, в зимнем пейзаже гармония холодных цветов подчинена гармонии серебристо-фиолетовых пятен, создающих сдержанный серебристо-серый колорит.
Рис. 2. Этюд зимнего пейзажа
Колорит в зависимости от преобладания в нём цветовой гаммы может быть тёплым, холодным, светлым, тёмным и т. п. колорит воздействует на чувства зрителя, создаёт настроение в картине, служит важным средством образной и психологической характеристики.
В своей практике художники используют разные приёмы колористической гармонизации картины. Рассмотрим два приёма: цветовой шар — гармонизатор колорита и раскладку цвета. Всем известно расположение цветов в цветовом круге, который основан на трёх базовых цветах — жёлтом, красном, синем. Для объёмного представления всей цветовой системы эта цветовая плоскость недостаточна. Филипп Отто Рунге (учёный-физик) предложил другую форму цветовой систематики — шар. Шар, как цветовое тело, является объёмной формой, позволяющей наиболее полно выразить многообразие свойств цвета и его гармонии. Объёмная форма сферы-шара направлена на передачу изменения собственного предметного цвета под воздействием освещения. Для этого определяется основная цветовая среда и выполняется гармоничная раскладка цвета в условиях триады: цветового тона, насыщенности и светлоты.
Рис. 3. Б. Кустодиев, «Масленица»
Рис. 4. Цветовые шары (гармонизаторы колорита) к картине Б. Кустодиева, «Масленица»
Картина Б. Кустодиева «Масленица» написана в холодной гамме, ярко передающей морозный характер русской зимы, ощущение праздника, свежести и здоровья.
Рис. 5. Осенний пейзаж, фотография
Рис. 6. Поиск шкалы цвето-тоновых отношений к заданному пейзажу
Рис. 7. Цветовые шары к заданному пейзажу
Рис. 8. И. Айвазовский, «Радуга». Колористическая раскладка цвета к картине И. Айвазовского «Радуга»
Рис. 9. Н. Крымов, «Осень». Колористическая раскладка цвета к картине Н. Крымова «Осень»
Упражнение 1. Выполните гуашью два живописных решения объёмной формы сферы-шара.
Передайте изменения собственного предметного цвета под воздействием тёплого и холодного освещения. Используйте плавный переход цвета от тёплого к холодному и от холодного к тёплому, постепенно изменяя светлоту, насыщенность и цветовой тон.