Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Цветовая гармония и колористика

Цветовая гармония в живописи — это согласованность цветов между собой, их уравновешенность и целостная выразительность.

В живописной практике цветовая гармония строится на двух базовых гармонизаторах — тёплой цветовой гамме и холодной цветовой гамме. Гармонию тёплых цветов определяют цвета красно-жёлтой части спектра, а гармонию холодных цветов — цвета голубовато-синих (Рис. 1).

Рис. 1

Колорит — это гармония заданного цветового строя картины. Такое цветовое единство обусловлено поиском и определением колорита, где наряду с гармоническим цветовым сочетанием появляется особенность цветовой доминанты. Например, в зимнем пейзаже гармония холодных цветов подчинена гармонии серебристо-фиолетовых пятен, создающих сдержанный серебристо-серый колорит.

Рис. 2. Этюд зимнего пейзажа

Колорит в зависимости от преобладания в нём цветовой гаммы может быть тёплым, холодным, светлым, тёмным и т. п. колорит воздействует на чувства зрителя, создаёт настроение в картине, служит важным средством образной и психологической характеристики.

В своей практике художники используют разные приёмы колористической гармонизации картины. Рассмотрим два приёма: цветовой шар — гармонизатор колорита и раскладку цвета. Всем известно расположение цветов в цветовом круге, который основан на трёх базовых цветах — жёлтом, красном, синем. Для объёмного представления всей цветовой системы эта цветовая плоскость недостаточна. Филипп Отто Рунге (учёный-физик) предложил другую форму цветовой систематики — шар. Шар, как цветовое тело, является объёмной формой, позволяющей наиболее полно выразить многообразие свойств цвета и его гармонии. Объёмная форма сферы-шара направлена на передачу изменения собственного предметного цвета под воздействием освещения. Для этого определяется основная цветовая среда и выполняется гармоничная раскладка цвета в условиях триады: цветового тона, насыщенности и светлоты.

Рис. 3. Б. Кустодиев, «Масленица»

Рис. 4. Цветовые шары (гармонизаторы колорита) к картине Б. Кустодиева, «Масленица» 

Картина Б. Кустодиева «Масленица» написана в холодной гамме, ярко передающей морозный характер русской зимы, ощущение праздника, свежести и здоровья.

Рис. 5. Осенний пейзаж, фотография

Рис. 6. Поиск шкалы цвето-тоновых отношений к заданному пейзажу

Рис. 7. Цветовые шары к заданному пейзажу

Рис. 8. И. Айвазовский, «Радуга». Колористическая раскладка цвета к картине И. Айвазовского «Радуга»

Рис. 9. Н. Крымов, «Осень».  Колористическая раскладка цвета к картине Н. Крымова «Осень»

 

Упражнение 1. Выполните гуашью два живописных решения объёмной формы сферы-шара.

Передайте изменения собственного предметного цвета под воздействием тёплого и холодного освещения. Используйте плавный переход цвета от тёплого к холодному и от холодного к тёплому, постепенно изменяя светлоту, насыщенность и цветовой тон.

Важно помнить: цвет каждого предмета (сегмента) как по цвету, так и по тени, должен быть родственным цветовому целому. Если краски изображения не передают влияния цвета освещения, они не будут подчинены единой колористической гамме (в таком изображении каждый цвет будет выделяться как что-то постороннее и чуждое данному состоянию освещённости, он будет казаться случайным и разрушать цветовую целостность изображения).


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 30 Июн 2022 в 15:27
Просмотрено 1241 раз
Комментирование отключено

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 234
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21