Тема цвета изучается на занятиях живописи в разных классах, основывается на научных знаниях о цвете. Знания законов организации цвета на плоскости помогают живописцам в осуществлении творческих задач.
Рассмотрим важные особенности понятий, раскрывающих значение цветовой палитры живописца ("палитра", "цвет", "краска"):
У каждого живописца формируется свой стиль, манера письма и свои предпочтения к выбору цветовой палитры:
Цветовая палитра зависит от художественных материалов (красок), которыми пишет живописец, и применяемой техники наложения красочного слоя.
Палитра художников эпохи Возрождения состояла всего из трёх красок основных цветов (красная, жёлтая, синяя) и двух ахроматических (белая и чёрная). Всем нам известны непревзойденные произведения великих мастеров этой эпохи.
В чем секрет? Как составить палитру всего из трёх красок?
Рассмотрим основные приёмы получения необходимых цветовых оттенков:
Монохроматическое (одноцветное) смешение – добавление в цветовой тон белого или чёрного цвета, дающее оттенки исходного цвета, демонстрирует изменение цвета по насыщенности или светлоте (в живописи белый и чёрный цвет усиливают или ослабляют цвет).
Получив множество оттенков цвета при смешении основных и составных цветов, добавив к ним различное количество белого или чёрного можно составлять огромное количество цветовых оттенков. Сегодня учёные утверждают, что существуют сотни тысяч цветов и оттенков.
Искусство индивидуально, это чувства и практический опыт художника. Исследуйте все приёмы получения различных цветовых оттенков, создавайте свою палитру любимых цветов и цветосочетаний.
Начинающему живописцу необходимо научиться составлять нужные оттенки цвета путём смешения между собой первичных (основных) цветов, первичных и вторичных ветов, и использовать монохроматический способ смешения.