Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Цветовые иллюзии

Цвета взаимно влияют друг на друга, поэтому, то, что мы видим не всегда соответствует действительности. Один и тот же цвет на разном фоне мы видим разным.

Например, на чёрном фоне он нам кажется светлее, а на белом — темнее (Рис. 1, Рис. 2). Это иллюзия контраста по светлоте.

Рис.1

Рис.2

Хроматические цвета в качестве фона дают противоположную картину (Рис. 3, Рис. 4). На тёмном фоне цвет будет темнеть, а на светлом — светлеть.

Рис.3

Цветовой тон, лежащий на другом хроматическом цвете, приобретает оттенок дополнительного цвета к фону — это проявление иллюзии хроматического контраста (Рис. 4).

Рис.4

В зависимости от взаимного расположения и свойств граничащих цветов меняется и их восприятие. 

Например, нейтральный серый рядом с активным красным будет немного зеленоватым. И наоборот, жемчужно-серый в окружении зелени приобретает розовый оттенок. Белый цвет становится тёплым, если расположен рядом с цветами тёплой гаммы. Голубой, лежащий на красном, будет казаться нам зеленоватым. Ярче будут выглядеть дополнительные цвета, если они располагаются рядом. А вот при расположении рядом родственных цветов, менее насыщенные теряют яркость.

Мы воспринимаем цветовую поверхность визуально как цветовую массу, плотно лежащую на поверхности, или как воздушную, стремящуюся выйти из плоскости (Рис. 5).

Рис.5

Цвета часто мешают нам правильно воспринимать пространство — «выступают» из листа тёплые или «отступают» холодные. Голубой, ярко-синий, фиолетовый — не лежат на поверхности. А вот коричневый, тёплый серый, кирпично-красный — плотно лежат на поверхности, их почти невозможно представить воздушными.

Когда шесть цветов — жёлтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зеленый расположены на чёрном фоне один возле другого без интервалов, то совершенно явно видно, что светлый желтый цвет кажется выступающим, а фиолетовый погружается в глубину чёрного фона. Остальные цвета образуют промежуточные ступени между жёлтым и фиолетовым. При использовании белого фона впечатление глубины меняется. Фиолетовый цвет выталкивается белым фоном и кажется выступающим вперёд, в то время как жёлтый цвет удерживается белым в качестве «близкого и родственного». Эти наблюдения доказывают, что для оценки впечатления глубины, общий цвет фона столь же важен, как и отдельный цвет.

Иоханнес Иттен (швейцарский художник, крупнейший исследователь цвета в искусстве)

На наше зрительное восприятие очень сильно влияет освещение. При искусственном освещении:

  • красные цвета кажутся более насыщенными;
  • оранжевые кажутся желтоватыми;
  • светло-жёлтые белеют и их становится трудно отличить от белого;
  • вся гамма жёлто-красных цветов светлеет;
  • голубые тона зеленеют;
  • синие и фиолетовые кажутся менее насыщенными, более тёмными и смещаются к пурпурному цвету;
  • синие темнеют, приближаются к чёрному
  • зелёные цвета, не меняя светлоты, становятся теплее и кажутся желтоватыми.

Также влияет на зрительное восприятие цвета естественное освещение, меняясь в течение дня. По-разному воспринимается один и тот же цвет в тени и на солнце (он меняется от светлого к тёмному и наоборот). При слабом освещении два разных по цвету, но одинаковых по тону предмета кажутся одинакового цвета. Известна такая история, когда художник Николай Крымов показал друзьям в плохо освещенном помещении свою картину, на одной половине которой было написано нежно-розовое небо, а на другой половине — светло-зелёное небо. Друзья не заметили никакой разницы в цвете неба. Противоположные по спектру зеленый и розовый цвета были точно подобраны по тону, в этом и заключался секрет картины или можно сказать «фокус».

Цветовая иллюзия влияет и на визуальное восприятие формы предметов. Форма предметов, в зависимости от взаимодействия цветов может зрительно увеличиваться или уменьшаться. Полосы оранжевого и жёлтого цвета увеличиваются за счёт синего и чёрного на рисунке (Рис.6).

Рис. 6

Красный квадрат на белом фоне кажется меньше по размеру, чем на чёрном. Это происходит так как белый фон приближается к нам, а красный квадрат, как более тёмный, удаляется от нас. Также тоновой контраст между квадратом и фоном резко ограничивает изображение. Это — иллюзия изменения размера цветового пятна (Рис. 7).

Рис. 7

Интересных решений в живописи можно добиться используя эффекты, возникающие при визуальном восприятии цвета и цветовых сочетаний. Научитесь использовать эти знания о цветовых иллюзиях для выделения главного в своих живописных работах.

Для художника решающим является воздействие цвета, нежели та его данность, которая изучается физиками или химиками. Действие цвета проходит через глаза. Однако я твёрдо уверен, что самые глубокие и подлинные тайны цветового воздействия не видны даже глазом и воспринимаются только сердцем. Главное ускользает при абстрактном, отвлеченном формулировании.

Иоханнес Иттен


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 29 Июн 2022 в 17:04
Просмотрено 1280 раз
Комментирование отключено

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 234
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21