Иоганн Вольфганг фон Гёте один из первых учёных, кто внёс порядок в систему цветовых построений.
Гармония – согласованность, соразмерность, единство частей и целого в художественном произведении, обусловливающее его внутреннюю и внешнюю стройность, его художественное совершенство.
В природе и окружающем нас мире всё имеет свой цвет. Созданное природой считают гармоничным – природные цвета, их сочетания и принадлежность определённым формам. Художник, создавая живописную картину продумывает цветовые сочетания, наделяя содержание своего произведения определённым смыслом. Гармония цветов предполагает совокупность общего и различного, взятых в определённых отношениях.
Начинающий художник должен понимать систему составления гармонических сочетаний, развивать цветовые ощущения и применять в практической деятельности.
Рассмотрим теорию И. В. Гёте и его круг естественных цветов
Рис. 1. Цветовой круг Гёте
Рис.2. Обозначение цветов и их названия в цветовом круге
К – красный, КО – красно-оранжевый, О – оранжевый, ЖО – жёлто-оранжевый, Ж – жёлтый, ЖЗ – жёлто-зелёный, З – зелёный, СЗ – сине-зелёный, С – синий, СФ – сине-фиолетовый, Ф – фиолетовый, КФ – красно-фиолетовый.
В своей концепции Гёте выделяет шесть основных цветов. Они образуют два цветовых треугольника. Два цвета – жёлтый и синий располагаются по горизонтали – первая "характерная пара". Она является основанием первого треугольника, на вершине которого пурпурный цвет. Над жёлто-синим вторая "характерная пара" – оранжево-фиолетовая и внизу "плебейский" зелёный цвет (перевёрнутый треугольник). Так в своём шестицветном круге Гёте впервые установил иерархию гармонических взаимосвязей.
Расположение цветов в круге относительно друг друга даёт возможность выделить следующие виды цветовых сочетаний по концепции Гёте:
В цветовом круге Гёте три типа парных взаимосвязей:
Гармония воспринимается не только органом зрения, она должна быть "воспринятой нашим духом" – утверждал Гёте, "цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысль..." Каждый цвет – это сгусток эмоциональной сущности, имеющий свой темперамент и по-разному проявляющийся в столкновении с другими цветами. Совершенную гармонию может создать только человек своим творческим усилием, но при этом гармония – продукт его духа.
Цвет в живописи – важнейшее художественное средство, которое позволяет выразить самые сложные замыслы художника, передать мысли и чувства. Начинающему художнику необходимо совершенствовать свою практику работы с цветом, учитывать влияние цветов друг на друга, то есть писать цветовыми отношениями. Теория Гёте и его цветовой круг помогут понимать систему построения цветовых гармоний.
Начинающий художник должен помнить, искусство живописи – искусство цветовых и световых отношений.