Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Личность человека в портретном жанре

Слово «портрет» произошло от латинского и дословно переводится как «извлечение сущности», то есть выявление внутреннего содержания.

Брюллов К. П. (1799–1852). «Портрет великой княжны Александры Николаевны», 1837–1844.

Портрет – изображение конкретного человека или группы лиц, претендующее на сходство и художественную характеристику личности. 

Сразу сесть и написать портрет, или выполнить портретный набросок, начинающему художнику практически невозможно. Необходимы теоретические знания и огромная практика. Чем больше вы узнаёте о жанре портрета, тем легче выстраивать своё видение и восприятие натуры, личности человека.

Напрасный труд писать с тебя портрет.
То весела, то сумрачна, порой игрива,
То скромностью блистает твой привет,
Порой кокетлива, порой стыдлива.
Черты сходны, а сходства нет.

— Вольтер

Напряжённый поиск создания нового портретного образа сопровождает творчество каждого художника. Портрет не всегда пишется с натуры, он может изображать человека отсутствующего, образ создаётся по памяти и воображению. Простое изображение лица и позы человека легко расскажет и о человеке, и о его времени.

Создавая портрет, художник целенаправленно следует поставленной художественной задаче. Образ человека может быть представлен в разных видах портретного жанра.

Виды портретов:

  • парадный – человек изображается в официальной, торжественной обстановке, демонстрирующей его общественное положение;
  • исторический – достоверность, документальность изображения преобладают над авторским видением;
  • камерный (лирический) – внимание уделяется индивидуальным особенностям человека, передаче его внутренних переживаний, часто воспринимается как психологический «портрет-характер», «портрет-биография»;
  • автопортрет – художник пытается оценить себя со стороны как личность, определить своё место в обществе и запечатлеть себя для потомков. Обычно такие портреты создавались в переломные моменты жизни или в минуты глубокого раздумья о собственном предназначении, о творчестве, поэтому их часто называют «портретами-исповедями».

По количеству изображенных людей различают портреты:

  • одиночные;
  • парные;
  • групповые.

По охвату фигуры в композиции портрета различают:

  • погрудные;
  • поясные;
  • в рост.

Большое значение при создании портрета имеет поворот головы человека в пространстве. Существует три основных ракурса:

  • в три четверти;
  • в профиль;
  • в анфас. 

Помним, что портрет – это образ определенного, реального человека! Через внешний облик художник передаёт духовную сущность личности, наделенную индивидуальными качествами.

Творческий поиск приёмов выявления внутреннего мира личности, новых художественных средств его изображения не прекращался на протяжении веков. В каждую историческую эпоху портрет имел свои характерные черты и особенности.

В Древнем Египте лицам придавали спокойствие и величие, убирали всё случайное; отрешенные от земной суеты глаза портретируемого, кажется, смотрят в вечность. В Древнем Риме, наоборот, внимание художников направлено на особенности лица человека: каждая морщинка или шрам выявляли его жизненный путь. В Средние века на первый план вышло стремление художника передать духовную сущность человека. В эпоху Возрождения проявляется интерес к реальному человеку, к самобытности его личности.

В России портретный жанр появляется в XVII в. Первые портреты пишутся таким же методом что и иконы (на доске, темперными красками). «Парсунами» называли первые портреты, от слова «персона». В религиозном искусстве Древней Руси человек не был объектом изображения, героями икон, фресок и мозаик были библейские персонажи, а не реальные люди. Иконописец уподоблялся духовному лицу, статус светского художника был низким, и сами художники по происхождению были из неизвестных незнатных родов.

Портретное искусство в России по-особому и стремительно развивается в эпоху Петра I. Русские художники достигли выдающихся успехов, не только осваивая мастерство и опыт портретного жанра художников Западной Европы, но и открывая новые, собственные приемы и техники.  Придворные художники-живописцы (гофмалеры) имеют официальную должность при дворе и получают приличное жалование.  В дворянских усадьбах появляются специальные портретные комнаты, сохранявшие облик всех членов семьи в памяти потомков. Многие из таких старинных коллекций сохранились, замечательные произведения первых мастеров портретного жанра можно увидеть в художественных музеях.

Развитие искусств в России всячески поддерживала Екатерина II. В 1757 году была открыта Академия художеств и статус живописца резко меняется. Художники работают не только в России, но и за границей, воспринимаются как образованные, сведущие люди.

Происходящие изменения в самосознании русских художников можно отметить, рассматривая одно из ранних произведений Матвеева Андрея Матвеевича «Автопортрет с женой» (1701–04 мая 1739).

Матвеев А. М. «Автопортрет с женой».

Андрей Матвеев – пионер русской живописи, он один из первых начал писать светские портреты и создал первый в России автопортрет. На картине «Автопортрет с женой» живописец изобразил себя без указаний на профессию, на полотне он предстает ни как художник, а как кавалер, бережно обнимающий супругу. Семейная пара на картине – светские персоны, одежда и жесты говорят об их галантности и изяществе.

К концу XVIII в. русские художники-живописцы достигают высочайшего мастерства, глубоко и ярко раскрывая внутренний мир человека. Расцвет жанра приходится на XIX и начало XX века.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 27 Янв 2023 в 12:22
Просмотрено 411 раз
Комментирование отключено

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 230
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21