Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 73467 от 17.08.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор).


Основы академического рисунка. Часть четвёртая. Нанесение штрихов и светотеневой (тональный) рисунок

Осваиваем приёмы штрихования поверхностей. Различное наполнение частей рисунка штрихами даёт возможность выявить объём и форму изображаемого предмета, выполнить светотеневой рисунок.

Штрихи – это относительно короткие линии. Штриховка – система наложения штрихов, позволяющая передавать пространство, выявлять объемно-пластические свойства предметов и их фактуру, создавать выразительные эффекты динамики, света и тени.

В тоновом рисунке толщина и характер штрихов различны в зависимости от выявления той или иной поверхности предмета. Характер штрихов зависит от силы нажима на карандаш. 

При проведении на небольшом расстоянии друг от друга ряда параллельных и пересекающихся штрихов получается штриховое пятно, зрительно воспринимаемое более или менее тёмным, имеющим какой-то определенный тон. Усиление тона достигается путем многократного покрытия штрихами поверхности бумаги в разных направлениях, а также изменением нажима карандаша. Характер нанесения штрихов согласовывается с формой изображаемого предмета, более отчетливо выявляется форма на рисунке и конструкция предмета. Штрихи нужно "класть по форме", каждый штрих должен принадлежать поверхности предмета. Штрих случайного направления выглядит на рисунке инородным, мешающим изображению формы. 

Для изображения плоских поверхностей лучше подходят прямолинейные штрихи, для изображения кривых, изогнутых поверхностей – криволинейные штрихи.

Нанесение штрихов  на поверхности предмета

Рассмотрим как накладываются штрихи "по форме предмета" на различных поверхностях .

Пример нанесение штриховки на различных поверхностях

Штрихи на поверхности изображаемых предметов накладываются для выявления формы, конструкции и объёма предмета. Объёмная форма передается на рисунке не только при помощи конструктивного построения, но и с помощью светотени.

Порядок распределения светотени и пример штриховки по форме предметов  

Светотень показывает степень освещённости поверхности предмета. Свет, распределяясь по форме предмета в зависимости от характера её поверхности, имеет различные оттенки – от самого светлого до самого тёмного. В основе форм различных предметов лежат простейшие геометрические тела. Зная законы распределения светотени на цилиндрических, шаровых и плоских поверхностях, можно разобраться в светотени любого сложного по форме предмета.

Тоновое изображение (тональный рисунок) – изображение с различными тоновыми переходами от света к тени, т. е. с участками, имеющими разную силу тона. Слово "тон" произошло от греческого tonos – "напряжение".

Познакомимся с теорией теней (светотени).

Степень освещённости той или иной поверхности называется светотенью. Свет по поверхности предмета распределяется в определенном порядке: свет, полутень, тень. Степень освещённости того или иного участка зависит от угла падения на него лучей света.

Наиболее освещена поверхность, на которую падают лучи под прямым углом. В теневую поверхность лучи не попадают вообще. Самый тёмный участок теневой поверхности называют корпусной тенью. На край теневой поверхности попадает отраженный от окружающих объектов свет, образуя рефлекс (рефлекс обычно темнее полутени).

На световой поверхности есть самые светлые участки – блики (блик – это отражение источника света на поверхности предмета). Наиболее заметны блики на глянцевых поверхностях (глянцевые поверхности способны хорошо отражать свет).

За изображаемым предметом располагается пространство, на которое не попадают лучи света (предмет загораживает собой источник света), которое называется падающей тенью. По тону падающая тень может быть светлее или темнее собственной тени предмета. По светлоте она неоднородна: чем ближе участок падающей тени к предмету, тем темнее, чем дальше – тем светлее.

Светотень и наложенная по форме штриховка усиливают и передают ощущение объема изображаемого предмета.

 

Упражнение 1. Выполнение графическими средствами тонального рисунка.  Рисунок яблока

Основа формы яблока – шар. Зная особенности распределения светотени по поверхности шара и используя собственную наблюдательность распределяем светотень по форме. Затем приступаем к штриховке теневой и полутеневой поверхности яблока, нанося её так же, как по форме шара. Над световой поверхностью работаем одновременно усиливая звучание полутени и тени. Детализируем объём и приступаем к этапу обобщения формы. 

Этапы объёмного изображения яблока

 

Упражнение 2. Рисование фазы движения подпрыгивающего мячика для пинг-понга (изображение падающей тени и линии соприкосновения изображаемого предмета с плоскостью – падающая тень показывает расположение предмета в пространстве)

Линия соприкосновения предмета с плоскостью позволяет поставить предмет на плоскость. Изменяя месторасположение падающей тени, мы можем рисовать мячик, лежащим на поверхности пола и подпрыгивающий на разную высоту. Чем дальше падающая тень удаляется от предмета, тем светлее она становится. Важно знать – падающие тени следует штриховать в двух направлениях, одно из которых совпадает с движением света, другое – соответствует расположению поверхности, на которой находится.

Изображение падающей тени

 

Упражнение 3. Выполнение графическими средствами тонального рисунка группы геометрических тел.

Учитывайте, что источник освещения обычно располагается сбоку вверху.

Учимся наносить штриховку параллельными линиями по форме предмета, использовать перекрестную штриховку (она получается путем нанесения нескольких слоев параллельной штриховки, при этом направление каждого последующего слоя штриховки слегка изменяется так, чтобы в пересечении получалась ромбическая сеточка). 

Мы рассмотрели приёмы нанесения штрихов и распределение светотени при изображении предметов различной формы – это основные средства передачи объёма в тоновом рисунке. В следующей публикации познакомимся с тоновыми отношениями в рисунке натюрморта.


Используемые источники:

  1. Ломов С.П. Изобразительное искусство.6 кл. В 2ч. Ч.1.: учеб. для общеобразоват. учреждений /  Л.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина. - М.:Дрофа, 2010 - 140 с.:ил
  2. Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика: учебник для студ. сред. проф. учеб.заведений / С.Е. Беляева, Е.А. Розанов. - М.: Издательский центр "Академия", 2006 - 240 с.:ил

Автор публикации:
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации:
Дата добавления: 26 Фев 2022 в 07:51
Просмотрено 199 раз
Оставлено 0 комментариев


Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Актуальное
2021 год – Год культурного наследия народов России Победитель рейтинга образовательных сайтов 2021 года
Полезное
Наш канал в Telegram
Материалы
Новости: 170
Публикации: 170
Студия дизайна: 27
Изображения: 460
Доп. ресурсы: 22