Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Особенности изображения пространства

Наблюдательная перспектива заключаются в том, что все предметы, которые удаляются от нас, уменьшаются в размерах, а все параллельные линии (рельсы, дорога, тротуары, береговые линии реки и т.д.) сближаются и сходятся в одной точке на линии горизонта.

Как на изобразительной плоскости двухмерного листа (холста) художнику удается передать трёхмерное пространство?

Выразить и создать глубину пространства художнику помогает знание законов перспективы

Перспектива – способ передачи пространства на плоскости. Главные законы и правила линейной перспективы:

  • предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере;
  • параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта.

Изучать законы перспективы и использовать их в своих творческих работах мы начинаем с определения линии горизонта и точки схода. Линия горизонта – это линия наших глаз, уровень нашего взгляда. Линия горизонта может быть высокой или низкой. Точка схода влияет не только на изображение глубины пространства, но и на передачу динамики и статики в композиции (смещение точки схода вправо или влево от центра создает ощущение движения). Точка схода не всегда  располагается на изобразительной плоскости (может находиться за пределами листа, определить её можно при мысленном продолжении линий построения).

Разделяя пространство изобразительной плоскости на несколько планов (ближний, передний план; дальний план; несколько промежуточных, средних планов), изменяя размеры и масштабность объектов, мы создаем впечатление глубины и удалённости. 

Анализ форм природных и архитектурных объектов, изображение предметов в пространстве основаны на правилах построения простых геометрических тел (куб, цилиндр, пирамида, призма и др.), что очень удобно для передачи зрительных изменений формы. Глубину пространства на изобразительной плоскости усиливает светотень, с помощью которой можно передать объём любого предмета (свет, собственная тень, полутень, рефлекс, блик, падающая тень). В графике тональные отношения передаются с помощью штриховки, в живописи – изменением цветового тона. 

Глубину пространства отражает воздушная перспектива – воздух окутывает все объекты и предметы, всё что удалено от нас, мы видим сквозь его толщу. Правила воздушной перспективы:

  • по мере удаления планов тон теряет свою насыщенность и контрастность, светлеет;
  • окутанная воздухом даль голубеет;
  • на ближнем плане больше отражены текстуры и детали объектов.

Первыми разработали правила деления пространства на планы художники эпохи Возрождения:

  • ближний план – тёплый и контрастный;
  • средний план – самый разработанный, тона мягче;
  • дальний план – светлый и обобщённый, все сливается в общей воздушной дымке.

Используя опыт мастеров и правила перспективы можно достичь желаемого эффекта в изображении пространства. Экспериментируйте с разными художественными материалами, попробуйте создать графические и живописные композиции, учитывая законы перспективы. Помните, что на построение композиции влияет выбор формата изобразительной плоскости (горизонтальный или вертикальный, удлинённый или квадратный).

Рассмотрите картины великих русских мастеров и постарайтесь определить указанные выше средства передачи глубины пространства в работе художника.

Рис.1. И. И. Шишкин. Рожь. 1878

Рис.2. А. К. Саврасов. Грачи прилетели. 1871

Рис.5. В. М. Васнецов. Богатыри. 1881–1898 

Рис.3.  А. М. Васнецов. Утро. 1892

Рис.4. А. М. Васнецов . Гонцы. Ранним утром в Кремле. 1913


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 12 Апр 2024 в 19:02
Просмотрено 131 раз
Комментирование отключено

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 212
Публикации: 237
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21