Наблюдательная перспектива заключаются в том, что все предметы, которые удаляются от нас, уменьшаются в размерах, а все параллельные линии (рельсы, дорога, тротуары, береговые линии реки и т.д.) сближаются и сходятся в одной точке на линии горизонта.
Как на изобразительной плоскости двухмерного листа (холста) художнику удается передать трёхмерное пространство?
Выразить и создать глубину пространства художнику помогает знание законов перспективы
Перспектива – способ передачи пространства на плоскости. Главные законы и правила линейной перспективы:
Изучать законы перспективы и использовать их в своих творческих работах мы начинаем с определения линии горизонта и точки схода. Линия горизонта – это линия наших глаз, уровень нашего взгляда. Линия горизонта может быть высокой или низкой. Точка схода влияет не только на изображение глубины пространства, но и на передачу динамики и статики в композиции (смещение точки схода вправо или влево от центра создает ощущение движения). Точка схода не всегда располагается на изобразительной плоскости (может находиться за пределами листа, определить её можно при мысленном продолжении линий построения).
Разделяя пространство изобразительной плоскости на несколько планов (ближний, передний план; дальний план; несколько промежуточных, средних планов), изменяя размеры и масштабность объектов, мы создаем впечатление глубины и удалённости.
Анализ форм природных и архитектурных объектов, изображение предметов в пространстве основаны на правилах построения простых геометрических тел (куб, цилиндр, пирамида, призма и др.), что очень удобно для передачи зрительных изменений формы. Глубину пространства на изобразительной плоскости усиливает светотень, с помощью которой можно передать объём любого предмета (свет, собственная тень, полутень, рефлекс, блик, падающая тень). В графике тональные отношения передаются с помощью штриховки, в живописи – изменением цветового тона.
Глубину пространства отражает воздушная перспектива – воздух окутывает все объекты и предметы, всё что удалено от нас, мы видим сквозь его толщу. Правила воздушной перспективы:
Первыми разработали правила деления пространства на планы художники эпохи Возрождения:
Используя опыт мастеров и правила перспективы можно достичь желаемого эффекта в изображении пространства. Экспериментируйте с разными художественными материалами, попробуйте создать графические и живописные композиции, учитывая законы перспективы. Помните, что на построение композиции влияет выбор формата изобразительной плоскости (горизонтальный или вертикальный, удлинённый или квадратный).
Рассмотрите картины великих русских мастеров и постарайтесь определить указанные выше средства передачи глубины пространства в работе художника.
Рис.1. И. И. Шишкин. Рожь. 1878
Рис.2. А. К. Саврасов. Грачи прилетели. 1871
Рис.5. В. М. Васнецов. Богатыри. 1881–1898
Рис.3. А. М. Васнецов. Утро. 1892
Рис.4. А. М. Васнецов . Гонцы. Ранним утром в Кремле. 1913