В ахроматической композиции цветовой тон определяется светлотой цветов, используемых в чёрно-белом (ахроматическом) изображении.
Для начинающего художника важно овладеть принципами построения ахроматической композиции.
Рассмотрим важные акценты ахроматического изображения.
К ахроматическим цветам относятся белый, чёрный и все серые цвета; серый цвет может иметь множество оттенков, которые отличаются один от другого только по светлоте.
В ахроматическом изображении композиция может быть:
При этом композиция может быть:
В ахроматической композиции не должно быть абсолютного равенства используемых цветовых тонов по значимости, интенсивности и площади цветовых пятен. Один из цветовых тонов должен быть доминирующим. Это создаёт ощущение цельности и усиливает выразительность композиции. Плавность перехода от тёмного к светлому обеспечивает средний тон – серый.
Градаций серого цвета (полутона) может быть довольно много. При взгляде на растяжку цвета от белого к чёрному в ахроматической шкале глаз адаптируется к среднему тону, господствующему по площади над всеми остальными тонами. Только на фоне среднего серого остальные тона воспринимаются в их действительной светлоте – светло-серый, тёмно-серый, чёрный, белый. Композиция, построенная на среднем и близких к нему тонах вызывает ощущение спокойствия. Средний тон наиболее чуток к выявлению тонального контраста и в зависимости от окружения становится то светлее, то темнее.
На общее тональное состояние ахроматической композиции влияет соотношение (пропорции) площадей светлых, средних и тёмных пятен. Лучшее взаимодействие площадей трёх основных тонов отмечают, если они связаны, хотя бы приблизительно, математическими пропорциями:
Такое пропорциональное соотношение площадей трёх основных тонов обеспечивает композиции тональную собранность.
Степень выступления пятна на первый план композиции или отступление в глубину изображения определяется его относительными размерами. В чёрно-бело-сером изображении прежде всего воспринимаются самые светлые и самые тёмные пятна, так как они являются крайними, замыкающими тональный диапазон; полутона менее заметны.
Контрастность по светлоте (по тону) является главным средством построения композиции.
В ахроматическом изображении тональная контрастность может быть:
Поэтому в композициях, где присутствуют три тона – тёмный, светлый, и средний, возможны различные тональные (светлотные) диапазоны. Композиция, состоящая из белого и чёрного цветов, выглядит ярче, контрастнее, чем композиция, выполненная в средних тонах, она выглядит размытой, незавершённой.
Начинающему художнику необходимо знать особенности построения ахроматической композиции. Использование различных тональных диапазонов и соотношение пропорций площадей цветовых пятен в ахроматической композиции, позволяет создавать выразительные и гармоничные изображения. Экспериментируйте с ахроматическими цветовыми сочетаниями: белым, чёрным и всеми оттенками серого.