Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Особенности построения ахроматической композиции

В ахроматической композиции цветовой тон определяется  светлотой цветов, используемых в чёрно-белом (ахроматическом) изображении.

Для начинающего художника важно овладеть принципами построения ахроматической композиции. 

Рассмотрим важные акценты ахроматического изображения.

К ахроматическим цветам относятся белый, чёрный и все серые цвета; серый цвет может иметь множество оттенков, которые отличаются один от другого только по светлоте.

В ахроматическом изображении композиция может быть:

  •  чёрно-белой, построенной по принципу контраста,
  • чёрно-бело-серой с использованием принципа контраста и принципа нюанса.

При этом композиция может быть:

  • тёмной,
  • светлой,
  • выдержанной в полутоне.

В ахроматической композиции не должно быть абсолютного равенства используемых цветовых тонов по значимости, интенсивности и площади цветовых пятен. Один из цветовых тонов должен быть доминирующим. Это создаёт ощущение цельности и усиливает выразительность композиции. Плавность перехода от тёмного к светлому обеспечивает средний тон – серый.

Градаций серого цвета (полутона) может быть довольно много. При взгляде на растяжку цвета от белого к чёрному в ахроматической шкале глаз адаптируется к среднему тону, господствующему по площади над всеми остальными тонами. Только на фоне среднего серого остальные тона воспринимаются в их действительной светлоте – светло-серый, тёмно-серый, чёрный, белый.  Композиция, построенная на среднем и близких к нему тонах вызывает ощущение спокойствия. Средний тон наиболее чуток к выявлению тонального контраста и в зависимости от окружения становится то светлее, то темнее.

На общее тональное состояние ахроматической композиции влияет соотношение (пропорции) площадей светлых, средних и тёмных пятен. Лучшее взаимодействие площадей трёх основных тонов отмечают, если они связаны, хотя бы приблизительно, математическими пропорциями:

  • большая площадь любого из тонов – 50%,
  • средняя – 31%,
  • меньшая – 19%.

Такое пропорциональное соотношение площадей трёх основных тонов обеспечивает композиции тональную собранность.

Степень выступления пятна на первый план композиции или отступление в глубину изображения определяется его относительными размерами. В чёрно-бело-сером изображении прежде всего воспринимаются самые светлые и самые тёмные пятна, так как они являются крайними, замыкающими тональный диапазон; полутона менее заметны.

Контрастность по светлоте (по тону) является главным средством построения композиции.

В ахроматическом изображении тональная контрастность может быть:

  • максимальной – от белого к чёрному, 
  • минимальной – между средними тонами.

Поэтому в композициях, где присутствуют три тона – тёмный, светлый, и средний, возможны различные тональные (светлотные) диапазоны. Композиция, состоящая из белого и чёрного цветов, выглядит ярче, контрастнее, чем композиция, выполненная в средних тонах, она выглядит размытой, незавершённой. 

Начинающему художнику необходимо знать особенности построения ахроматической композиции. Использование различных тональных диапазонов и соотношение пропорций площадей цветовых пятен  в ахроматической композиции, позволяет создавать выразительные и гармоничные изображения. Экспериментируйте с ахроматическими цветовыми сочетаниями: белым, чёрным и всеми оттенками серого.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 21 Фев 2025 в 00:27
Просмотрено 68 раз
Комментирование отключено

Актуальное

2025 год – Год защитника Отечества

Материалы

Новости: 227
Публикации: 275
Студия дизайна: 27
Изображения: 215
Доп. ресурсы: 21