Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Центральная перспектива в изображении городских улиц

Центральная перспектива улицы является основным методом изображения пространства.

При изображении городских пейзажей необходимо соблюдать правила и законы перспективы, основанные на построении прямых и плоскостей, по разному расположенных в пространстве.

В композиции улицы, выполненной по законам центральной перспективы, тротуар и проезжая часть имеют горизонтальную поверхность. Композиционный центр определяется положением главной точки и находится на уровне горизонта, в средней трети ширины изображения. Горизонтальные элементы фасадов зданий со стороны улицы (карнизы, фундаменты, оконные и дверные проёмы) являются глубинными прямыми, сходящимися в главной точке схода. Фасады зданий представляют собой глубинные плоскости, а торцы домов – фронтальные плоскости с естественными углами наклона крыш, а также прямыми углами фундамента и карниза по отношению к сторонам стены.

После выполнения общей композиции следует детально проработать конструктивные элементы изображаемых объектов в соответствии с особенностям архитектурного рисунка. Газоны, посадки деревьев, осветительные фонари, ограды и решётки размещаются вдоль улиц  по этим же правилам перспективы. Горизонтальные (воображаемые) линии, проведенные через основания и вершины фонарей и деревьев, являются глубинными прямыми, сходящимися в главной точке схода.

При создании быстрых набросков улицы с натуры также применяются законы перспективы, но без проведения линий построения. Наброски выполняют в свободной манере с использованием фломастеров и тонировки карандашом.

Длительные рисунки улиц выполняются по эскизным наброскам на основе правил перспективы карандашом с тщательной прорисовкой мелких деталей зданий, машин, дорог и газонов.

При изображении на улице людей, находящихся на разной глубине, необходимо правильно определять их высоту в зависимости от удалённости и соотносить с окружающими объектами. Важным аспектом является соразмерность всех предметов и их элементов (окна, двери и балконы, деревья и пр.) с человеком, так как он является основной единицей определения масштабности.

При изображении центральной перспективы улиц главная точка находится на линии горизонта примерно в середине ширины изображения. Рисующий может представить себя стоящим на проезжей части или на уровне какого-либо этажа.

Возможно смещение главной точки к боковому краю изображения, что предполагает предположение зрителя на тротуаре. В этом случае фасады зданий на этой стороне резко сокращаются, а на противоположной стороне улицы изображаются развёрнутыми. Такое расположение зданий в рисунке  создаёт одностороннюю центральную перспективу улицы.

При смещении главной точки от центра к краю изображения на рисунке производится корректировка архитектурных элементов зданий, находящихся на "развёрнутой" стороне улицы. Это обусловлено тем, что здания, расположенные у края изображения, находятся боковом поле зрения, поэтому принимают угловое положение и воспринимаются с искажением. Такая "неестественность" восприятия обоснована, так как данные объекты значительно удалены от главной точки, и они не попадают в поле ясного зрения при их рассматривании и рисовании с натуры. Внесение корректировок зданий на "развёрнутой" стороне с учётом правил перспективы придаёт изображению улицы реалистичность и  естественность.

Если зритель стоит на проезжей части или на тротуаре и смотрит в направлении улицы, а основания домов и края тротуаров имеют главную точку схода, то горизонтальная плоскость земли определяет центральную перспективу улицы.

Центральная перспектива –  основной метод изображения пространства в городских пейзажах. При её использовании необходимо соблюдать правила и законы перспективы, основанные на построении прямых и плоскостей. Для создания реалистичных и естественных изображений улиц важно правильно размещать композиционные элементы, учитывать главную точку схода и корректировать архитектурные детали в соответствии с перспективой. Это позволяет добиться гармоничной и масштабной композиции, в которой все элементы соотносятся друг с другом и с окружающей средой.

Начинающему художнику необходимо закрепить теоретические основы построения центральной перспективы улицы с натуры в практических работах (наброски, эскизы).

Удачи и творческих успехов в освоении правил и законов перспективы!


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 16 Июн 2025 в 18:13
Просмотрено 16 раз
Комментирование отключено

Актуальное

2025 год – Год защитника Отечества

Материалы

Новости: 229
Публикации: 288
Студия дизайна: 27
Изображения: 215
Доп. ресурсы: 21