Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Симметрия в живописной композиции

Симметрия (греч. simmetria – соразмерность) полное соответствие правой и левой частей целого относительно средней линии, называемой осью.

Симметрия отражает принципы строения органической и неорганической материи реальной действительности и характерна для всего живого и неживого в природе (строение человека и животных, цветы, листья, кристаллы, снежинки и т.п.).

Рассмотрим влияние симметрии на восприятие живописной композиции и отметим важные аспекты построения симметричной и асимметричной живописной композиции

Структурой любого художественного произведения является композиция (взаимное расположение элементов на изобразительной плоскости как единого целого в соответствии с замыслом). Одним из выразительных средств композиции является симметрия

Начинающему художнику важно научиться использовать в построении композиции законы симметрии, которые заключаются в особом расположении частей целого относительно оси, плоскости или центра симметрии. Симметрия может проявляться в структурном построении, в цвете, декоре и др. 

Симметрия в живописных композициях, как и другие элементы образной геометрии, выполняет две функции:

  • членения, разделения изображения на две или несколько частей;
  • объединения частей изображения вокруг предполагаемой или существующей оси или осей симметрии, которые являются композиционным центром, совпадающим с геометрическим  центром изобразительной плоскости.

Вывод: симметрия в живописном произведении является простейшим способом достижения композиционного равновесия, создаёт впечатление покоя, статики; строгая симметрия создаёт впечатление устойчивости, монументальности, статичности композиции.

Асимметрия в композиции – это отсутствие или нарушение симметрии в изображении. Например, асимметричные композиции (децентрализованные композиции), где композиционный центр резко смещён относительно геометрического  центра изобразительной плоскости. Зрительное равновесие между элементами изображения в асимметричных децентрализованных динамичных композициях достигается нахождением пропорций между интервалами больших и малых изобразительных форм, нахождением пластической и ритмической организации цветотональной структуры изображения при выявлении основного пластико-ритмического движения форм и подчинения ему остальных. Примером асимметричных децентрализованных композиций служат диагональные композиции.

Вывод: асимметричная композиция в живописи создает впечатление динамики, движения.  

Симметрия влияет на эмоциональное восприятие и оценивание художественного образа, подчеркивает совершенство природных и рукотворных творений.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 30 Май 2024 в 17:17
Просмотрено 97 раз
Комментирование отключено

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 214
Публикации: 245
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21