Симметрия (греч. simmetria – соразмерность) полное соответствие правой и левой частей целого относительно средней линии, называемой осью.
Симметрия отражает принципы строения органической и неорганической материи реальной действительности и характерна для всего живого и неживого в природе (строение человека и животных, цветы, листья, кристаллы, снежинки и т.п.).
Рассмотрим влияние симметрии на восприятие живописной композиции и отметим важные аспекты построения симметричной и асимметричной живописной композиции
Структурой любого художественного произведения является композиция (взаимное расположение элементов на изобразительной плоскости как единого целого в соответствии с замыслом). Одним из выразительных средств композиции является симметрия.
Начинающему художнику важно научиться использовать в построении композиции законы симметрии, которые заключаются в особом расположении частей целого относительно оси, плоскости или центра симметрии. Симметрия может проявляться в структурном построении, в цвете, декоре и др.
Симметрия в живописных композициях, как и другие элементы образной геометрии, выполняет две функции:
Вывод: симметрия в живописном произведении является простейшим способом достижения композиционного равновесия, создаёт впечатление покоя, статики; строгая симметрия создаёт впечатление устойчивости, монументальности, статичности композиции.
Асимметрия в композиции – это отсутствие или нарушение симметрии в изображении. Например, асимметричные композиции (децентрализованные композиции), где композиционный центр резко смещён относительно геометрического центра изобразительной плоскости. Зрительное равновесие между элементами изображения в асимметричных децентрализованных динамичных композициях достигается нахождением пропорций между интервалами больших и малых изобразительных форм, нахождением пластической и ритмической организации цветотональной структуры изображения при выявлении основного пластико-ритмического движения форм и подчинения ему остальных. Примером асимметричных децентрализованных композиций служат диагональные композиции.
Вывод: асимметричная композиция в живописи создает впечатление динамики, движения.
Симметрия влияет на эмоциональное восприятие и оценивание художественного образа, подчеркивает совершенство природных и рукотворных творений.