Светотень – один из важнейших инструментов художника, позволяющий создать объёмное и реалистичное изображение.
Светотень в живописи – это распределение света на поверхности объекта, которое позволяет зрительно воспринимать объём и рельеф. Светотень. как выразительное средство художника помогает:
Светотень образуется от положения предмета по отношению к источнику света и зависит от формы, характера поверхности, окраски и освещения.
Светотень – это распределение света и тени на поверхности предмета. Она зависит от расположения источника света, формы предмета и его поверхности. Основные элементы светотени. которые использует художник:
Свет – участок, наиболее освещённый источником света (освещённая поверхность).
Полутень – переходная зона между светом и тенью, где свет частично попадает на поверхность предмета (слабая тень).
Тень – участок, наименее освещённый источником света, расположенный противоположно свету (различают собственные и падающие тени (собственные – неосвещённая сторона самого предмета, падающие – тень, которую предмет отбрасывает на другие поверхности).
Рефлекс – отражённый свет, который попадает на затенённую часть предмета от других объектов.
Блик – самое яркое световое пятно на поверхности предмета, отражающее свет источника.
Определение источника света. Прежде чем начать работу, необходимо определить расположение источника света относительно предмета. Это поможет правильно распределить светотеневые переходы.
Анализ формы предмета. Форма предмета влияет на распределение светотени. Например, на шаре светотеневые переходы будут плавными, а на кубе — более резкими.
Учёт поверхности предмета. Поверхность предмета также влияет на светотень. Например, матовая поверхность будет отражать свет иначе, чем глянцевая.
Создание объёма. Светотень позволяет создать объёмное изображение предмета. Правильное распределение светотеневых переходов помогает передать форму и структуру предмета.
Гармоничное сочетание элементов. Важно, чтобы все элементы светотени (свет, полутень, тень, рефлекс, блик) гармонично сочетались друг с другом. Это поможет создать целостное и реалистичное изображение.
Тональная растяжка. Плавный переход от светлых тонов к тёмным позволяет создать эффект объёма и глубины.
Контрастная светотень. Резкие переходы между светом и тенью могут создать динамичный и выразительный образ.
Моделировка формы. Детальная проработка светотеневых переходов помогает передать сложные формы и детали.
Использование рефлексов. Отражённый свет может усилить объём и глубину изображения.
Работа с бликами. Блик может стать ярким акцентом на изображении, подчеркнув его форму и структуру.
Примеры работ художников, демонстрирующих роль светотени в передачи композиции и содержания произведения:

Леонардо да Винчи "Мона Лиза" или "Джоконда", около 1503–1506 годов

Леонардо да Винчи "Тайная вечеря", 1495—1498 годы

Рембрандт "Автопортрет с беретом и поднятым воротником", 1659 год
Светотень – мощный инструмент, который может значительно усилить восприятие живописного произведения. Понимание принципов и приёмов работы со светотенью помогает художнику создавать более реалистичные и выразительные произведения.