Для начинающего живописца освоение акварельной техники – важный этап. Главное в этом, как и во всей живописи – работа с цветом (выразительный язык живописи).
Различные техники, методы и приёмы работы с акварелью, особенности акварельных красок открывают безграничные возможности живописи. Чтобы создавать замечательные произведения, лёгкие и воздушные, гармоничные в тональной целостности, важно понять, как достигается изменение цветового тона от слабонасыщенного к более насыщенному, как составляется многообразие сложных по составу тонов, как цвет может выразить чувства и настроение.
Выполняя учебные упражнения, изучаем основы акварельной живописи (от простого – к сложному).
При выполнении упражнений используем метод лессировки (нем. lasserung – нанесение тонкого, прозрачного слоя красок) и метод алла-прима (итал. alla prima – в первый момент) – «по сырому», написание в один приём, за один сеанс.
Упражнение 2.1. Выполнить переход цвета от более насыщенного к менее насыщенному
Необходимые материалы и инструменты:
- акварельные краски,
- акварельная бумага, лист формата А4,
- кисть беличья №4,
- палитра,
- ёмкость для воды и вода,
- линейка,
- простой чёрнографитный карандаш.
Этапы выполнения упражнения:
- Начертить на листе бумаги формата А4 три прямоугольника по размерам 4 см. на 12 см., где 12 см. это высота.
- Составить насыщенный раствор синей краски и покрыть первый прямоугольник, направляя кисть снизу вверх, постепенно добавляя воду, осветляя тон цвета (ослабляя насыщенность цвета); добиваемся плавного перехода от тёмного к светлому.
- Второй прямоугольник покрыть зелёной акварелью, направляя кисть сверху вниз, постепенно добавляя воду, осветляя тон цвета (ослабляя насыщенность цвета); добиваемся плавного перехода от тёмного к светлому.
- Плоскость третьего прямоугольника покрыть акварелью особым методом «по сырому», вливая цвет в цвет на мокром листе бумаги (предварительно смочим водой плоскость третьего прямоугольника). На мокрую поверхность прямоугольника сверху нанести акварель жёлтого цвета, а снизу – зелёного цвета, направляя кисть от цвета к цвету, постепенно вливая зелёный в жёлтый цвет.
Мы выполнили плавный переход цвета от более насыщенного к менее насыщенному и соединили два цвета (жёлтый и зелёный) плавным переходом, вливая цвет в цвет.
Упражнение 2.2. Выполнить плавный переход одного цвета в другой методом «по сырому» (один прозрачный слой краски накладываем на ещё не просохший другой)
Для выполнения задания используем три основных цвета (жёлтый, красный, синий).
Необходимые материалы и инструменты:
- акварельные краски,
- акварельная бумага, лист формата А4,
- кисть беличья №4,
- палитра,
- ёмкость для воды и вода,
- линейка,
- простой чернографитный карандаш.
Этапы выполнения упражнения:
- Начертить на листе бумаги формата А4 четыре квадрата 8 см. на 8 см.
- Поверхность первого квадрата смачиваем чистой водой и покрываем его жёлтым цветом акварели методом «по сырому», снизу красным цветом, в центре плоскости прямоугольника вливаем цвет в цвет, добиваясь плавного перехода одного цвета в другой.
- Поверхность второго квадрата покрываем аналогично первому «по сырому», только используем другое сочетание цветов акварели – синий сверху, жёлтый снизу, в центре плоскости прямоугольника вливаем цвет в цвет, добиваясь плавного перехода одного цвета в другой.
- Поверхность третьего и четвёртого квадрата покрываем тремя цветами акварели «по сырому»: жёлтым. красным, синим, постепенно вливая цвет в цвет, добиваясь плавного перехода одного цвета в другой и создавая новые цветовые оттенки.
Мы выполнили плавный переход одного цвета в другой методом «по сырому» и получили новые цветовые оттенки дополнительных цветов.