Закрепляем умения и практические навыки, полученные при выполнении предыдущих упражнений. Проявляя свою фантазию, используя различные приемы акварельной живописи, выполним эскизы бабочек и рыбок.
Природное многообразие бабочек и рыбок дает прекрасные возможности начинающему художнику практиковаться в акварельной технике. Освоить технику акварельной живописи - означает освоить методы и приемы получения различных цветовых сочетаний, научиться управлять текучестью акварели:
- использовать различные приемы акварельной живописи - лессировку, работу по сырому листу бумаги, размывку, вливание цвета в цвет, растяжение цвета, удаление пигмента с изображения и др.;
- закрепить практические навыки в работе с цветом (переходы одного цвета в другой, переходы от насыщенного к менее насыщенному, сочетание родственных цветов и оттенков, контрастные переходы и т.д.)
Рассмотрим живописные приемы в акварели, их особенности и возможности для воплощения творческих замыслов
- Прием размывки цвета в акварельной живописи можно выполнить, используя две кисточки: одна кисть с краской, а другая - с чистой водой; сначала нанести мазок кистью с краской, затем по нему пройти кистью с водой, размывая цвет от темного к светлому.
- Прием вливания цвета в цвет выполняется по-разному. Один из способов: на бумагу наносят близко друг к другу несколько мазков краски, разведенной водой; пока краска не высохла, соединяют их края кисточкой и размывают; цвета вливаются один в другой, происходят интересные переходы от одного цвета к другому. Другой способ: накладываются на бумагу несколько мазков красок так, чтобы края одного цвета заходили на другой, влажные краски смешиваются и вливаются одна в другую.
- Прием нанесения красочного слоя по сырой бумаге дает множество интересных переходов цвета и легкости изображения.
- Прием растяжения цвета выполняется постепенным добавлением воды в более насыщенный цвет, добиваясь плавных тональных переходов от темного к светлому.
- Прием удаления пигмента используется для удаления красочного слоя. Удалить часть красочного слоя можно с влажного слоя отжатой чистой кистью, губкой или тряпочкой; для сухого слоя использовать чистую влажную кисточку; иногда неудачную часть или даже всю работу можно смыть под краном с помощью жесткой кисти.
Помним основные особенности акварельной живописи:
- акварельные краски накладывают на бумагу прозрачным слоем, что составляет главную необычную красоту акварельной живописи;
- для белого цвета обычно используют белый цвет листа бумаги;
- пишем акварелью от светлого к тёмному.
Упражнение 4. 1 Живописное изображение бабочки (образ бабочки с развернутыми крылышками)


Для выполнения упражнения, как наглядный материал, можно использовать натуральные коллекции бабочек, иллюстрации с бабочками, цветные фотографии.
Необходимые материалы и инструменты:
- акварельные краски,
- акварельная бумага, лист формата А4,
- кисти - белка №4, №2,
- палитра,
- ёмкость для воды и вода,
- простой чёрнографитный карандаш.
Этапы выполнения упражнения:
- выполнить рисунок бабочки карандашом и прорисовать на крылышках узоры, состоящие из тонких прожилок и пятнышек;
- осветлить тон линий карандаша ластиком;
- на палитре создать необходимые цветовые оттенки (несколько оттенков желтого и охра красная);
- первым нанести базовый слой основного цвета на верхние большие крылья, затем на нижние; прием нанесения краски на поверхность крыльев выбираете самостоятельно, из предложенных выше;
- края крыльев, основание и узор крыльев пишем тонкой кистью черным цветом краски, оставляя пятнышки белого цвета (чистый лист бумаги);
- после того, как красочный слой на крыльях подсохнет, можно повторить, прописывая каждую ячейку узора ранее используемыми оттенками цвета, не касаясь прожилок и черных цветовых пятен;
- чтобы придать объем изображению, размыть центр каждой ячейки узора водой (осветляем);
- тонкой кистью прорисовать туловище бабочки, усики и лапки.
Вариантами упражнения могут быть изображения бабочек не только различными живописными приёмами, но и с выбором различных цветовых сочетаний (например, выбор только теплых тонов или только холодных, а возможно, выбор контрастных цветовых сочетаний).

Упражнение 4.2 Живописное изображение рыбки

Для выполнения упражнения, как наглядный материал, можно использовать иллюстрации с рыбками, цветные фотографии или живые рыбки в аквариуме.
Необходимые материалы и инструменты:
- акварельные краски,
- акварельная бумага, лист формата А4,
- кисти - белка №4, №2,
- палитра,
- ёмкость для воды и вода,
- простой чёрнографитный карандаш.
Этапы выполнения живописного изображения рыбки приводим в обобщенном виде, не навязывая своих стереотипов в выборе формы рыбок, в выборе цветовых сочетаний:
- выполнить рисунок карандашом;
- выбрать необходимые цвета акварельных красок;
- поочередно на палитре развести необходимые оттенки для использования;
- нанести основной красочный слой на изображение рыбки, используя приемы, предложенные выше (по вашему выбору);
- если с первого раза плавный переход краски не получился, после полного высыхания можно повторить все этапы;
- контуры пишем густо разведенной краской тонкой кистью, краска должна быть однородной по всей поверхности;
- мелкие детали пишем тонкой кистью.
Вариант задания - изображение рыбки живописным приемом по сырой бумаге.

Используя весь арсенал приемов акварельной живописи, можно создавать множество прекрасных творческих работ. Исследуйте акварель, изучайте её свойства, учитесь у природы!
Для создания интересного живописного произведения начинающему художнику необходимо не только владеть техникой и приемами живописи, но и учиться видеть красоту и цветовое многообразие окружающего мира.