Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Учебные упражнения для работы акварелью. Часть третья

Цвет, как выразительное средство живописи имеет огромное эмоциональное  воздействие. Цвет волнует, притягивает или отталкивает, наводит на размышления и ассоциации.

Начинающему живописцу необходимо освоить технику и методы получения различных цветовых тонов. Рассмотрим несколько методов получения новых цветовых тонов, изменяя светлоту, насыщенность хроматического цветового тона и его тепло-холодность.

Вспомним:

  • все многообразие цвета получается смешением семи основных цветов спектра (красного, оранжевого, жёлтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового), эти цвета называют хроматическими;
  • хроматические цвета отличаются друг от друга по цветовому тону (в соответствии со спектральным составом), светлоте и насыщенности;
  •  белые, чёрные, все оттенки серого называют ахроматическими.

Цветовой тон, светлота и насыщенность хроматических цветов изменяются при их смешивании с ахроматическими цветами.

Работая с акварелью, учитываем её особенности:

  • акварель растворяется водой;
  • чем больше воды, тем светлее тон;
  • белый цвет в акварели – цвет листа бумаги, в отдельных случаях возможно добавление белой гуашевой краски (белила);
  • работа акварелью ведется от светлого тона к  темному.

1. Выполним упражнение по заливке квадратов определенным цветом акварели и проследим, как изменяется цветовой тон, светлота и насыщенность хроматических цветов акварельных красок при их смешивании с ахроматическими цветами. 

Упражнение 3.1. Градация тона хроматических цветов акварели 

  • Градация цвета – это изменение тона от темного к светлому. Изменять светлоту и насыщенность акварельных красок можно не только меняя количество воды в растворе, но в отдельных случаях, добавляя белила. 

Необходимые материалы и инструменты:

  • акварельные краски (красная, зеленая, синяя, жёлтая, чёрная),
  • акварельная бумага формат А4,
  • кисть беличья №4,
  • палитра,
  • емкость для воды и вода,
  • линейка,
  • простой чёрнографитный карандаш.

Этапы выполнения:

  • начертите на листе акварельной бумаги четыре ряда, состоящих из пяти квадратов каждый (размер произвольный);
  • разведите на палитре растворы  акварельных красок  четырех цветов (красная, зеленая, синяя, жёлтая) максимальной насыщенности; 
  • средние квадраты каждого ряда залейте определенным цветом краски (1 ряд – красный цвет, 2 ряд – зелёный цвет, 3 ряд – синий цвет, 4 ряд – жёлтый цвет);
  • все квадраты, при движении вправо, заполняем акварелью данного цвета с добавлением воды, по мере удаления увеличивая её количество, изменяя насыщенность и светлоту;
  • все квадраты, при движении влево, заполняем цветом с добавлением акварели ахроматического чёрного цвета, изменяя насыщенность и светлоту.

Отмечаем полученную градацию тона хроматических цветов (красного, зелёного, синего, жёлтого):

  • при смешении акварели с большим количеством воды, теряется насыщенность цвета, тон становятся светлее и холоднее;
  • при смешении с  ахроматической чёрной краской хроматические цвета становятся темнее и теплее.

2. Выполним упражнение по заливке квадратов определенным цветом акварели и проследим, как изменяется тепло-холодность хроматических цветов акварельных красок при их смешении с жёлтым и синим цветом. 

Упражнение 3.2 Изменение тепло-холодности хроматического тона акварели 

  • Условно цвета считают теплыми и холодными. Тепло-холодность хроматического тона зависит от количества содержащегося в нем жёлтого или синего цвета.

Необходимые материалы и инструменты:

  • акварельные краски (зеленая, розовая, коричневая, жёлтая, синяя),
  • акварельная бумага формат А4,
  • кисть беличья №4,
  • палитра,
  • емкость для воды и вода,
  • линейка,
  • простой чёрнографитный карандаш.

Этапы выполнения:

  • начертите на листе акварельной бумаги три ряда, состоящих из пяти квадратов каждый (размеры произвольные);
  • разведите на палитре растворы  акварельных красок  трех цветов (зеленая, розовая, коричневая) максимальной насыщенности; 
  • средние квадраты каждого ряда залейте определенным цветом акварельной краски (1 ряд – зелёный цвет, 2 ряд – розовый цвет, 3 ряд – коричневый цвет);
  • все квадраты, при движении вправо, заполняем цветом с добавлением жёлтой краски (постепенно увеличивая её количество), изменяя тепло-холодность тона;
  • все квадраты, при движении влево, заполняем цветом с добавлением акварели синего цвета (постепенно увеличивая её количество), изменяя тепло-холодность тона.

Отмечаем изменения тепло-холодности определенного хроматического цвета акварели  при добавлении в его состав жёлтого или синего цвета:

  • при смешении акварели с жёлтым цветом, тон становятся светлее и теплее;
  • при смешении с синей краской хроматические цвета становятся темнее и холоднее.

Выполняя данные упражнения, вы научились составлять новые цветовые тона, изменяя светлоту, насыщенность хроматического цветового тона и его тепло-холодность.

Теперь вы легко сможете составить множество цветовых сочетаний и проявить свою фантазию,  выполняя творческие задания (публикации заданий в упражнении №4 на нашем сайте).


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 22 Май 2023 в 13:41
Просмотрено 437 раз
Комментирование отключено

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 209
Публикации: 227
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21