Цвет, как выразительное средство живописи имеет огромное эмоциональное воздействие. Цвет волнует, притягивает или отталкивает, наводит на размышления и ассоциации.
Начинающему живописцу необходимо освоить технику и методы получения различных цветовых тонов. Рассмотрим несколько методов получения новых цветовых тонов, изменяя светлоту, насыщенность хроматического цветового тона и его тепло-холодность.
Вспомним:
- все многообразие цвета получается смешением семи основных цветов спектра (красного, оранжевого, жёлтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового), эти цвета называют хроматическими;
- хроматические цвета отличаются друг от друга по цветовому тону (в соответствии со спектральным составом), светлоте и насыщенности;
- белые, чёрные, все оттенки серого называют ахроматическими.
Цветовой тон, светлота и насыщенность хроматических цветов изменяются при их смешивании с ахроматическими цветами.
Работая с акварелью, учитываем её особенности:
- акварель растворяется водой;
- чем больше воды, тем светлее тон;
- белый цвет в акварели – цвет листа бумаги, в отдельных случаях возможно добавление белой гуашевой краски (белила);
- работа акварелью ведется от светлого тона к темному.
1. Выполним упражнение по заливке квадратов определенным цветом акварели и проследим, как изменяется цветовой тон, светлота и насыщенность хроматических цветов акварельных красок при их смешивании с ахроматическими цветами.
Упражнение 3.1. Градация тона хроматических цветов акварели
- Градация цвета – это изменение тона от темного к светлому. Изменять светлоту и насыщенность акварельных красок можно не только меняя количество воды в растворе, но в отдельных случаях, добавляя белила.
Необходимые материалы и инструменты:
- акварельные краски (красная, зеленая, синяя, жёлтая, чёрная),
- акварельная бумага формат А4,
- кисть беличья №4,
- палитра,
- емкость для воды и вода,
- линейка,
- простой чёрнографитный карандаш.
Этапы выполнения:
- начертите на листе акварельной бумаги четыре ряда, состоящих из пяти квадратов каждый (размер произвольный);
- разведите на палитре растворы акварельных красок четырех цветов (красная, зеленая, синяя, жёлтая) максимальной насыщенности;
- средние квадраты каждого ряда залейте определенным цветом краски (1 ряд – красный цвет, 2 ряд – зелёный цвет, 3 ряд – синий цвет, 4 ряд – жёлтый цвет);
- все квадраты, при движении вправо, заполняем акварелью данного цвета с добавлением воды, по мере удаления увеличивая её количество, изменяя насыщенность и светлоту;
- все квадраты, при движении влево, заполняем цветом с добавлением акварели ахроматического чёрного цвета, изменяя насыщенность и светлоту.
Отмечаем полученную градацию тона хроматических цветов (красного, зелёного, синего, жёлтого):
- при смешении акварели с большим количеством воды, теряется насыщенность цвета, тон становятся светлее и холоднее;
- при смешении с ахроматической чёрной краской хроматические цвета становятся темнее и теплее.
2. Выполним упражнение по заливке квадратов определенным цветом акварели и проследим, как изменяется тепло-холодность хроматических цветов акварельных красок при их смешении с жёлтым и синим цветом.
Упражнение 3.2 Изменение тепло-холодности хроматического тона акварели
- Условно цвета считают теплыми и холодными. Тепло-холодность хроматического тона зависит от количества содержащегося в нем жёлтого или синего цвета.
Необходимые материалы и инструменты:
- акварельные краски (зеленая, розовая, коричневая, жёлтая, синяя),
- акварельная бумага формат А4,
- кисть беличья №4,
- палитра,
- емкость для воды и вода,
- линейка,
- простой чёрнографитный карандаш.
Этапы выполнения:
- начертите на листе акварельной бумаги три ряда, состоящих из пяти квадратов каждый (размеры произвольные);
- разведите на палитре растворы акварельных красок трех цветов (зеленая, розовая, коричневая) максимальной насыщенности;
- средние квадраты каждого ряда залейте определенным цветом акварельной краски (1 ряд – зелёный цвет, 2 ряд – розовый цвет, 3 ряд – коричневый цвет);
- все квадраты, при движении вправо, заполняем цветом с добавлением жёлтой краски (постепенно увеличивая её количество), изменяя тепло-холодность тона;
- все квадраты, при движении влево, заполняем цветом с добавлением акварели синего цвета (постепенно увеличивая её количество), изменяя тепло-холодность тона.
Отмечаем изменения тепло-холодности определенного хроматического цвета акварели при добавлении в его состав жёлтого или синего цвета:
- при смешении акварели с жёлтым цветом, тон становятся светлее и теплее;
- при смешении с синей краской хроматические цвета становятся темнее и холоднее.
Выполняя данные упражнения, вы научились составлять новые цветовые тона, изменяя светлоту, насыщенность хроматического цветового тона и его тепло-холодность.
Теперь вы легко сможете составить множество цветовых сочетаний и проявить свою фантазию, выполняя творческие задания (публикации заданий в упражнении №4 на нашем сайте).