В сентябре 2022 года все школы переходят на обучение по обновлённым стандартам. Рассмотрим особенности составления рабочей программы по изобразительному искусству, уточним изменения в содержании тематического планирования и определим важность использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов.
Основой составления рабочей программы (по обновлённому ФГОС) для каждого учителя является Примерная рабочая программа, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 3/21 от 27.09.2021 г.). Примерная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» — это учебно-методическая документация, определяющая объём и содержание образования определённого уровня, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Примерные рабочие программы по изобразительному искусству опубликованы на сайте fgosreestr.ru
В соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения.
Содержание примерных рабочих программ по изобразительному искусству распределено по модулям, с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Изучение модулей в начальной и средней школе распределено по-разному.
Примерная рабочая программа начального общего образования «Изобразительное искусство» здесь.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе (1-4 классы):
В Примерной рабочей программе начального общего образования по изобразительному искусству представлено Тематическое планирование, составленное на основе семи содержательных модулей. Содержание всех модулей присутствует в каждом классе, развиваясь из года в год с учётом требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе — 135 ч. (один час в неделю в каждом классе).
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
33 ч. | 34 ч. | 34 ч. | 34 ч. |
Примерная рабочая программа основного общего образования «Изобразительное искусство» здесь.
Содержание учебного предмета "Изобразительное искусство" основного общего образования (5-7 классы):
5 класс | 6 класс | 7 класс |
35 ч. | 35 ч. | 35 ч. |
Четвертый модуль предлагается в качестве вариативного (для соответствующих вариантов учебного плана). Учебная работа по каждому из представленных в данном модуле тематических блоков может осуществляться в виде единого учебного художественного проекта и коллективной (командной) деятельности обучающихся.
Каждый модуль обладает содержательной целостностью, организован по восходящему принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся, изучается в определённой параллели классов (один модуль — одна параллель классов). Предлагаемая в Примерной рабочей программе последовательность изучения модулей определяется психологическими возрастными особенностями учащихся, принципом системности обучения и опытом педагогической работы. Но при определённых педагогических условиях и установках порядок изучения модулей может быть изменён, а также возможно некоторое перераспределение учебного времени между модулями (при сохранении общего количества учебных часов).
Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые могут быть основанием для организации проектной деятельности, включающей в себя как исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию результата.
В Примерной рабочей программе основного общего образования по изобразительному искусству также представлено Тематическое планирование по тематическим модулям. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения. Увеличение количества часов, отводимых на изучение предмета, предполагает не увеличение тем, а предоставление обучающимся большего времени на развитие навыков творческой практической художественной деятельности, что способствует как более качественному освоению предметных результатов обучения, так и реализации воспитательного потенциала учебного предмета.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными материалами.
Коллеги, изучайте предложенные Примерные рабочие программы и используйте методические разработки для составления своей рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» в соответствии с обновлённым ФГОС.