Успех обучения зависит от правильного определения целей, содержания, а также от способов достижения целей – методов и технологий.
Метод обучения – это упорядоченное организованное взаимодействие педагога и обучающихся, ведущее к достижению целей учебно-воспитательного процесса.
На основе разработок И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, Ю. К. Бабанского, М. И. Махмутова выделяют следующие общедидактические методы:
Сущность методов в художественном образовании заключается в том, что они должны быть направлены на развитие у обучающихся творческих способностей, формирование художественного вкуса и возникновение потребности в общении с искусством.
Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают высокого уровня развития творческих способностей. Для достижения высоких творческих результатов и самостоятельного решения обучающимися творческих задач используется исследовательский метод, частично-поисковый и метод проблемного изложения.
Рассмотрим особенности общедидактических методов обучения и применение их в структуре учебного занятия.
1. Объяснительно-иллюстративный метод состоит в предъявлении информации разными способами (зрительным, слуховым, речевым и др.) и направлен на усвоение знаний.
Обучающимся предлагается некий учебный материал в словесной или наглядной форме, который они будут усваивать, слушая изложение педагога, наблюдая за объектом, читая учебник, осознавая и запоминая предложенное содержание.
Формы объяснительно-иллюстративного метода:
Педагог организует восприятие, обучающиеся пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего использования.
2. Репродуктивный метод направлен на формирование навыков и умений, многократно воспроизвести (репродуцировать) действия.
Формы репродуктивного метода:
Репродуктивный метод предполагает как самостоятельную работу обучающихся, так и совместную деятельность с педагогом. Допускается применение тех же средств, что и в объяснительно-иллюстративном методе – слово, средства наглядности, практическая работа.
3. Исследовательский метод предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. Сущность этого метода состоит в самостоятельном, творческом добывании знаний и поиске различных способов деятельности.
Формы исследовательского метода:
Исследовательский метод строится на полностью самостоятельном получении новых для ученика знаний на основе уже имеющихся у него.
4. Частично-поисковый или эвристический метод обучения направлен на творческое развитие. Творческие задачи обучающиеся решают с небольшой помощью педагога, его вопрос содержит частичное решение проблемы, он подсказывает как сделать первый шаг. Самостоятельная работа обучающихся в поиске ответов на поставленные вопросы, основана на имеющихся знаниях и приводит к открытию новых знаний и новых способов деятельности.
5. Метод проблемного изложения включает и образ, и практический показ действий. Педагог ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Обучающиеся следят за логикой изложения, контролируют её, активно участвуют в процессе решения.
Современное обучение включает рассмотренные общедидактические методы. Использование их на уроках изобразительного искусства осуществляется с учётом специфики, целей и задач, содержания учебного предмета. В зависимости от места и времени применения определенного метода в структуре урока, сочетания в нем различных способов, приёмов и средств, один и тот же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным. Подобрать удачный метод обучения в каждом конкретном случае означает найти удачную комбинацию различных приёмов и средств, позволяющих достичь поставленной заранее цели.