Основа обучения рисования с натуры складывается из двух видов учебной работы – коротких зарисовок (набросков) и длительного рисунка.
Данная публикация поможет педагогам в методической организации занятий по изучению основ длительного учебного рисунка.
1. Определим значимость сочетания этих видов работ:
2. Рассмотрим методические правила выполнения длительного рисунка с натуры:
3. Обозначим три основных этапа работы над рисунком:
1 этап. Композиционное размещение изображения, определение характера формы. Осмотреть натуру и определить, как лучше разместить изображение на плоскости, что является центральным местом в данной постановке. Прежде чем приступить к рисунку, необходимо предварительно изучить натуру, отметить её характерные особенности, понять её строение, пропорции, характер формы, движение и освещение. Изображение намечается очень легко, форма прорисовывается карандашом без особого нажима, очень обобщённо и схематично. Выявляется основной характер большой формы, движения. После композиционного размещения изображения на листе бумаги устанавливаются основные пропорции и намечается общий вид натуры и определяется пластическая характеристика основных масс.
2 этап. Это основной и самый длительный этап работы над рисунком – пластическая моделировка формы тоном и детальная проработка рисунка. Вначале рисуется и уточняется большая форма, затем переходят к анализу малых форм. Каждую деталь необходимо рисовать в связи с другими (следить за тем как одна деталь увязывается с другой). Затем происходит выявление фактуры модели, передается материальность предметов, рисунок прорабатывается в тональных отношениях. После прорисовки деталей и моделирования тоном начинается процесс обобщения изображения.
3 этап. Проверка общего состояния рисунка, соподчинение деталей целому, уточняются тоновые отношения (свет и тень, блики, рефлексы, полутона).
Последовательность работы над рисунком рассматривается как раскрытие конкретных учебных задач и каждый этап работы включает определённый комплекс учебных задач.
Рисование – это изучение реальной действительности и художественно-образное отражение этой действительности в рисунке. Рисование представляет собой сложный процесс – процесс познания, изучения и процесс созидания (создания художественного образа).
В выполнении длительного учебного рисунка необходима методическая последовательность усложнения учебных задач. В следующих публикациях будет представлен методический материал по этапам выполнения длительного рисунка натюрморта и пейзажа.