Проектирование учебного занятия (урока) реализуется педагогом с учетом современных запросов к образовательным результатам и педагогическому процессу.
Почему говорим учебное занятие, а не просто урок? Современные образовательные технологии изменяют урок. Современный урок по структуре очень отличается, иногда и вообще уроком не является (представляет собой набор элементов дискуссии, защиты решений, самостоятельного поиска и т.п.) а представляет собой занятие, объединяющее теоретическое и практическое обучение.
Проектирование учебного занятия (урока) включает несколько важных установок, на которые необходимо обратить внимание.
Выбор типа занятия (урока) определит структуру образовательного процесса на уроке и планируемые результаты.
Рассмотрим выбор типа занятия (урока) в зависимости от планируемых результатов.
Результаты обучения в зависимости от типа урока
Также возможно планирование нетрадиционных занятий (уроков), которые могут быть представлены следующими типами занятий (уроков):
Технология и метод обучения выбираются в соответствии с задачами урока и планируемыми результатами, характером и содержанием учебного материала, уровнем подготовленности учащихся и бюджетом времени.
Обязательные этапы проектирования педагогического процесса с использованием технологического подхода:
Проектирование занятия (урока) будет несложным процессом для педагога, если использовать графический способ проектирования учебного занятия (урока) – разрабатывать технологическую карту занятия.
Технологическая карта – это сценарий (конспект) занятия (урока), представленный графически в виде таблицы и отражающий всё педагогическое взаимодействие учителя и обучающихся во время занятия (урока). Преимущества технологической карты занятия (урока) – в ее интерактивности и структурированности, четкой алгоритмичности при работе с информацией, обобщенности и технологичности.
Технологическая карта занятия (урока) – современная форма методической разработки педагога, документ, регламентирующий деятельность учителя по планированию и организации образовательного процесса на уроке в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования.
Разработано множество вариантов таблиц технологических карт. Каждый педагог выбирает удобную для него структуру таблицы или использует единую, утвержденную в образовательном учреждении. Рассмотрим два варианта технологической карты занятия (урока):
Рис.1. Технологическая карта занятия (урока). Вариант № 1.
Рис.2. Технологическая карта занятия (урока). Вариант № 2.
В следующих публикациях будут представлены примеры разработанных технологических карт занятий (уроков) по изобразительному искусству с определенными темами уроков.
1. Байбородова Л.В. Педагогические технологии. В 3 ч. Часть 3. Проектирование и программирование: учебник и практикум для академического бакалавриата/под ред. Л.В. Байбородовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство ЮРАЙТ, 2018. – 219 (Серия: Образовательный процесс).