Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Проектирование учебного занятия

24 Янв 2023

Проектирование учебного занятия (урока) реализуется педагогом с учетом современных запросов к образовательным результатам и педагогическому процессу.

Почему говорим учебное занятие, а не просто урок? Современные образовательные технологии изменяют урок. Современный урок по структуре очень отличается, иногда и вообще уроком не является  (представляет собой набор элементов дискуссии, защиты решений, самостоятельного поиска и т.п.) а представляет собой занятие, объединяющее теоретическое и практическое обучение.

Проектирование учебного занятия (урока) включает несколько важных установок, на которые необходимо обратить внимание.

Выбор типа занятия (урока) определит структуру образовательного процесса на уроке и планируемые результаты.

Рассмотрим выбор типа занятия (урока) в зависимости от планируемых результатов.

Результаты обучения в зависимости от типа урока

  • Урок усвоения нового  учебного материала: воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.
  • Урок закрепления изученного материала: выполнение заданий с минимально необходимой помощью учителя, решение учениками задач, уравнений, воспроизведение материала с объяснением своих действий.
  • Урок повторения изученного материала: безошибочное выполнение упражнений, решение задач; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь.
  • Урок проверки, оценки и коррекции знаний и умений: умение оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть свои достижения и ошибки, планировать возможные пути их исправления.
  • Урок систематизации и обобщения изученного материала: понимание и воспроизведение основных знаний и умений, необходимых для дальнейшего изучения предмета, умения анализа, синтеза, обобщения, классификации.
  • Комбинированный урок: все перечисленные выше результаты. В зависимости от места в общей структуре уроков может быть уделено больше внимания тому или иному виду деятельности обучающихся.

Также возможно планирование нетрадиционных занятий (уроков), которые могут быть представлены следующими типами занятий (уроков):

  • дидактическая игра
  • деловая игра
  • ролевая игра
  • смотр знаний
  • урок-зачет
  • урок-взаимообучения
  • урок-путешествие
  • урок фантазирования
  • урок-спектакль
  • исполнение сказочного сюжета
  • конференция или "круглый стол"
  • урок-состязание
  • урок-соревнование
  • урок-КВН
  • урок-диспут
  • пресс-конференция
  • урок-восхождение
  • урок-диалог
  • урок открытых мыслей
  • мозговая-атака
  • аукцион знаний
  • урок-викторина
  • урок брифинг
  • актуальное интервью
  • имитационно-ролевое моделирование
  • урок-турнир
  • урок-лекция
  • урок-конкурс
  • урок творчества
  • математический хоккей и множество других.

Технология и метод обучения выбираются в соответствии с задачами урока и планируемыми результатами, характером и содержанием учебного материала, уровнем подготовленности учащихся и бюджетом времени.

Обязательные этапы проектирования педагогического процесса с использованием технологического подхода:

  • Установочный этап – выбор базового типа педагогического процесса (ПП) и соответствующей общепедагогической технологии.
  • Проектирование педагогического процесса – разработка конкретной технологии занятия (технологического каркаса); разработка методики проведения занятия.
  • Реализация методики проведения занятия – реализация разработанной методики, построенной на технологически выверенных базовых элементах ПП, что гарантирует результат.
  • Коррекция плана – коррекция первоначального варианта технологии и плана занятия на основе обратной связи.

Проектирование занятия (урока) будет несложным процессом для педагога, если использовать графический способ проектирования учебного занятия (урока) – разрабатывать технологическую карту занятия.

Технологическая карта – это сценарий (конспект) занятия (урока), представленный графически в виде таблицы и отражающий всё педагогическое взаимодействие учителя и обучающихся во время занятия (урока). Преимущества технологической карты занятия (урока) – в ее интерактивности и структурированности, четкой алгоритмичности при работе с информацией, обобщенности и технологичности.

Технологическая карта занятия (урока) – современная форма методической разработки педагога, документ, регламентирующий деятельность учителя по планированию и организации образовательного процесса на уроке в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования.

Разработано множество вариантов таблиц технологических карт. Каждый педагог выбирает удобную для него структуру таблицы или использует единую, утвержденную в образовательном учреждении. Рассмотрим два варианта технологической карты занятия (урока):

Рис.1. Технологическая карта занятия (урока). Вариант № 1.

Рис.2. Технологическая карта занятия (урока). Вариант № 2.

В следующих публикациях будут представлены примеры разработанных технологических карт занятий (уроков) по изобразительному искусству с определенными темами уроков.


Список литературы

1. Байбородова Л.В. Педагогические технологии. В 3 ч. Часть 3. Проектирование и программирование: учебник и практикум для академического бакалавриата/под ред. Л.В. Байбородовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство ЮРАЙТ, 2018. – 219 (Серия: Образовательный процесс).


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 24 Янв 2023 в 15:04
Категория: Методика
Просмотрено 384 раза
Комментирование отключено

Категории раздела

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 218
Публикации: 254
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21