В условиях информационного общества, в котором быстро устаревают знания и периодически возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности, первостепенной для учащегося становится позиция: «Учиться необходимо всю жизнь». Это значит, что ученик, окончивший школу, должен быть готов снова осваивать новые знания, изучать новые технологии, материалы, способы деятельности. И это, в первую очередь, по силам школьникам, освоившим на практике метод проектов, потому что данный метод нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в разнообразных ситуациях, работать в разноуровневых и разнородных коллективах, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
В системе технологического образования под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием продукта, обладающего объективной или субъективной новизной, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в виде устной или письменной презентации.
Метод проектов, в отличие от организации учебного материала в традиционном обучении, позволяет каждому школьнику решать проблему в соответствии с его психофизиологическими и умственными способностями, с учетом личных возможностей. Проектная деятельность тем самым способствует появлению у школьников широкого круга интересов и, затем, через них, косвенным образом оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений и мировоззрения личности. Кроме этого, уроки технологии с элементами проектной деятельности обеспечивают интеллектуализацию технологического обучения, привлекают детей не только возможностью овладеть новыми для них трудовыми операциями, но и возможностью рассуждать, принимать решения, осуществлять интеллектуальный поиск, т. е. соответствуют стандартам развивающего обучения.
Проектное обучение развивает:
При использовании метода проектов осуществляется три вида деятельности учащихся: дизайн-анализ, упражнения и проектирование.
Дизайн-анализ проводят, используя готовое изделие, чтобы получить информацию и сделать вывод, как подобная проблема решалась ранее. Проводя дизайн-анализ, ученик ставит себя на место дизайнера, пытается проникнуть в его мысли и понять, почему так или иначе изготовлено изделии. Анализируя или сравнивая несколько похожих изделий, ученики пытаются понять, почему эта форма, материал, способ производства, назначение были выбраны дизайнером. Это помогает привести к более детальному исследованию эстетических, эргономических, экономических факторов и выбору более рациональных способов производства и материалов. Дизайн-анализ может проводиться индивидуально, но дети с большим удовольствием работают группах, представляя результаты работы в виде схем, рисунков, сформулированных выводов.
Упражнения – это короткие практические задания, направленные на изучение и приобретение определенных знаний, умений и навыков. Упражнения могут быть различной направленности:
Непосредственно проектирование – это деятельность, направленная на разработку и изготовление изделия. В проект могут быть включены экология, эргономика, реклама, маркетинг, профориентация, валеология, экономика и различные исследования. Это дает возможность учащимся сделать свое, хоть маленькое, но открытие.