Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 6 - 9 классы. Пояснительная записка

12 Июн 2013

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования. Соответствует образовательной программе основного общего образования по Изобразительному искусству для общеобразовательных школ (гимназий, лицеев), учебному плану МОУ СОШ №32 Комсомольска-на-Амуре на 2014-2015 учебный год.

Программа составлена на основе УМК под редакцией Б.М. Неменского.

Настоящая программа предусматривает изучение курса "Изобразительное искусство" в объеме 1 учебного часа в неделю в 6-7 классах, всего 105 час.; в 8-9 классах по 1 часу полугодиям, всего 35 час.  Изучение всего курса в объеме 140 часов.

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Общая характеристика предмета

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области "Искусство" в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно- творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству.Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Цели художественного образования:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Отслеживание результативности образовательного процесса

Формы контроля, диагностики, аттестации:

  • ​тест, кроссворд, анкета, устный или письменный опрос;
  • самостоятельная работа (практическая, работа по карточкам, анализ художественного произведения, реферат, итоговая работа);
  • самоанализ, коллективный анализ;
  • защита творческих работ, проектов (проектно-творческих работ);
  • викторина;
  • конкурс, выставка, соревнование.

Виды оценочных материалов:

  • тестовые задания, кроссворды; вопросы для анкеты, устного или письменного опроса;
  • задания для самостоятельных (практических работ, итоговых, работ по карточкам);
  • требования к самоанализу, коллективному анализу;
  • требования к творческим работам, проектам;
  • положения о конкурсах.

Формы фиксации результата:

  • учебный журнал
  • диагностическая карта
  • дневник (карта) педагогических наблюдений
  • дневник достижений учащегося, портфолио
  • грамоты, дипломы, свидетельства, сертификаты (выставки)
  • протоколы конкурсов, игр
  • экран достижений "Лестница успехов"

Технологии обучения:

  • личностно-ориентированного обучения
  • технология проблемного обучения
  • игровая технология
  • здоровьесберегающие технологии
  • проектная технология
  • технологии дифференцированного обучения
  • элементы исследовательской деятельности
  • информационные технологии

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года делается акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.

Тема 8 класса — «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.

Тема 9 класса — «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» — является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства — театр, кино, телевидение — непосредственно связанные с изобразительными и являются сегодня господствующими.

Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а - прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: 

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; 
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Частные предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; 
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно - значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Планируемые результаты

По окончании основной школы учащиеся должны:

5 класс:

  • знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • знать несколько народных художественных промыслов России;
  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.).

6 класс: 

  • знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
  • знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
  • понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
  • знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
  • называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
  • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;''
  • знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
  • знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

7 класс: 

  • знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
  • знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
  • понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
  • знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
  • чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
  • знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
  • знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;
  • знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
  • называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий;
  • иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
  • иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;
  • получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
  • научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
  • развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
  • получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.

8 класс:

  • уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
  • понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
  • знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
  • конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
  • моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
  • конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
  • владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
  • использовать разнообразные художественные материалы.

9 класс:

  • освоить азбуку фотографирования;
  • анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съемочной практике;
  • усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
  • усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
  • осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино- и видеоработами;
  • быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

Проверка знаний учащихся

Организация контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания осуществляется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, специфики самого предмета, в соответствии с учебными планами и учебно-методическими материалами. 

Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения-умения, навыки и результатов воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Контролирующие материалы (как оценить достижение целей?) являются средством оценки степени обученности учащегося по курсу.

  • Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Самостоятельная (практическая работа) или тест.
  • Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Возможно использование вопросов по изучаемому разделу.
  • Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выполнения проекта, итоговой работы или теста.
  • Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурсы рисунков, итоговая выставка творческих работ, проектов, викторины, тесты.

Оценка результатов основного общего образования по изобразительному искусству является накопительной, отражающей динамику учебных достижений и личностного развития каждого ученика. Оценка складывается из результатов учебной и художественно-творческой деятельности школьника на занятиях в течение учебного года с учетом не только качества выполнения задания, но и инициативности при участии в коллективной работе, активности во время уроков и во внеурочной деятельности, оригинальности мышления и способов выражения в творческом продукте.

Накопительная оценка учитывает результаты проверочных заданий, не требующих для выполнения большого количества времени и проводимых до или после работы над основным заданием. Достижение планируемых результатов проверяется рядом разнообразных заданий. Предлагаются задания, выявляющие общее развитие школьника, умение определять художественные объекты в окружающем мире и видеть различия научной и художественной картин мира, осмысливать на основе произведения искусства морально-нравственную позицию автора, соотносить с собственной, и давать ей оценку. Особое внимание уделяется оценке достижения планируемых результатов при освоении отечественного искусства: имеется в виду осведомленность о наиболее известных музеях, о художниках, скульпторах, архитекторах и их произведениях, о народном декоративно-прикладном искусстве.

Важным направлением в достижении планируемых результатов подготовки учащихся по изобразительному искусству является оценка умения применять информационно-коммуникационные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (программы Power Paint, Photoshop и др.). При оценке такого типа заданий обращается внимание в первую очередь на художественно-эстетическое оформление работы, на умение видеть целостный художественный образ, сочетающий разнообразные формы (живописные, анимационные, каллиграфические, музыкальные и др.), а уже затем, на техническое исполнение работы.

Для оценки достижения планируемых результатов подготовки учащихся по изобразительному искусству активно используются проектные формы учебно-творческой деятельности: выставки, конкурсы, игры, а также индивидуальные портфолио творческих работ или личные коллекции рисунков, фотографий.

Решение об успешном завершении курса по изобразительному искусству в основной школе основывается на суммировании результатов итоговой работы, выполненной каждым учеником, и накопленной в течение учебного года оценки различных учебных достижений.

Основная цель итоговой работы - оценка уровня художественно-эстетического развития учащихся, их эмоционально-ценностного отношения к миру, интерес и способности к художественно-творческой деятельности.

Содержание итоговой работы определяется целями освоения изобразительного искусства в основной школе и планируемыми результатами.

В соответствии с целью работы все задания формулируются в виде сюжетных тем, содержание которых раскрывает ценностное отношение ученика к миру, человеку, природе и опирается на его жизненный и приобретенный в общении с искусством опыт. Учащиеся должны осознанно выбирать темы, художественный материал и средства художественной выразительности.

Полнота и достоверность проверки обеспечивается включением в условия выполнения заданий всего учебного материала, данного в программе "Изобразительное искусство". Владение средствами разных видов изобразительного искусства для создания выразительного художественного образа составляет основу критериальной базы оценки качества работы.

Особенность предлагаемой итоговой работы обусловливается визуально-образной спецификой изобразительного искусства, выражающего эмоционально-ценностное отношение человека к миру средствами живописи, графики, скульптуры, а также таких пространственных видов искусства, как архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн.

На выполнение итоговой работы отводится от 40 до 80 минут (1-2 урока). Учитываются разница в художественных техниках и в объеме работы, а также индивидуальные качества учащихся (одни работают медленно, другие - быстро; одни ставят перед собой сложные задачи, другие предпочитают простые решения, одни работают в обобщенной манере, другие тонко прорабатывают детали).

Учащимся предоставляется широкий выбор тем итоговых заданий: каждый выбирает одно задание и художественный материал, в котором будет выполнять это задание. Работа выполняется по индивидуальному замыслу.

В соответствии с программой предмета "Изобразительное искусство", направленной на формирование представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека; на отражение традиционного и современного уклада семейной жизни, образов детства, родительской ответственности и заботы, мудрости, верной дружбы, защиты Отечества, особое внимание уделяется народным праздникам, обрядам в искусстве и в современной жизни, отношению к человеку, животным, природе, взаимоотношению между народами, между людьми разных поколений в искусстве и в жизни.

Это предопределяет тематику итоговых заданий - композиций, рисунков, иных художественных произведений средствами пластических искусств. Перечни рекомендуемых тем могут быть изменены или дополнены учителем (раздел рабочей программы "Банк идей") с учетом особенностей программы, интересов и возможностей учащихся.

Учебно-методический комплект

Учебники:

  1. Н.А.Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского Изобразительное искусство: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс 2012 М.: Просвещение
  2. Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс 2009 М.: Просвещение
  3. А.С. Питерских, Г. Е. Гуров;   под ред. Б.М.Неменского. Изобразительное искусство: дизайн и атхитектура в жизни человека: 7-8 кл. 2008 М.: Просвещение
  4. А.С.Питерских; под ред. Б.М.Неменского .Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учеб. для общеобращоват. организаций / М.: Просвещение. 2013.-176 с.6 ил.

Методические пособия для учителя:

  1. Н. А. Горяева Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. 5 класс 2012 М.: Просвещение
  2. Б.М. Неменский Изобразительное искусство. Методическое пособие. Искусство в жизни человека. 6 класс 2009 М.: Просвещение
  3. Г.Е. Гуров, А.С. Питерских Изобразительное искусство. Методическое пособие. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 класс 2008 М.: Просвещение
Пособия для учащихся (тетради и т.д.):
  1. Н.А. Горяева, под редакцией Б.М. Неменского Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 2008 М.: Просвещение

Программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: фрагменты фильмов, комплект уроков ИЗО, произведения русского и зарубежного искусства.


Использованные источники:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство.5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект.-2-е изд.-М.:Просвещение. 2011.-176 с. - (Стандарты второго поколения).
  2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских/.-М: Просвещение. 2011

Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 12 Июн 2013 в 02:15
Категория: Методика
Просмотрено 6894 раза
Комментирование отключено

Категории раздела

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 234
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21