Оценка - это определение степени усвоения учащимися знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Как оценить достижения обучающихся? Каковы критерии и механизмы выставления оценки? Каковы процедуры и методы изучения результативности обучения?
Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные). Оценка достижения требований стандарта может быть сведена к оценке достижения планируемых результатов.
Особенность системы оценки (внешняя оценка и внутренняя оценка) - уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения; вовлеченность в оценочную деятельность не только учителя, но и самих обучающихся; критериальное оценивание и комплексный подход к оценке результатов (оценка трех групп результатов); складывается из промежуточной (внутренняя, совместная, отражающая динамику достижений обучающегося) и итоговой (внешняя, оценивающая возможность продолжения образования на следующем уровне); оценка индивидуальных достижений на основе "метода сложения", использование накопительной системы оценивания (портфолио).
В системе оценивания используются субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (основанные на анализе работ учащихся), в том числе стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.
Оценка предметных результатов - это оценка достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам. Достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, могут отличаться от него в сторону повышения или в сторону недостижения; педагогом выстраивается индивидуальная траектория движения с учетом "зоны ближайшего развития" - "ученик научится", "ученик получит возможность научиться".
Формы оценивания различны и могут использовать различную систему оценивания: бальную, накопительную оценку, рейтингово-бальную и другие. Содержательный контроль, оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативности инструментария оценки.
В образовательных учреждениях используется комплексное оценивание достижения планируемых результатов, в том числе пятибальная система оценки знаний, умений и навыков (минимальный балл - 1; максимальный балл - 5). Альтернативными формами оценивания являются безотметочная (1 классы, групповые занятия, курсы по выбору).
Соответствие пятибальной отметки уровню успешности обучающихся по достижению предметных результатов по учебному предмету:
Оценка предметных и метапредметных результатов по итогам учебного года:
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Критерий достижения или освоения учебного материала задается как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение.
Количественная характеристика планируемых результатов определяется по итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету.
Качественная характеристика планируемых результатов может составляться на основе "портфолио" ученика, его рефлексивной самооценки и публичной презентации результатов обучения за год.
Выбор форм и методов оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.