Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий-проектов.
Мы снова возвращаемся к проекту. Рассмотрим основы организации учебно-исследовательской деятельности школьников – исследовательский проект (по характеру доминирующей исследовательской деятельности).
Любой проект в образовании – это форма организации учебного материала, описывающая последовательность действий, направленных на достижение чётко определённых целей и реализуемая в течение определённого конкретного времени. Проект всегда связан с решением проблемы, личностно значимой для школьника.
Основные понятия темы – проектирование и проект:
Структура проекта зависит от его типа, специфики учебного предмета и предметно-содержательной области, от продолжительности проведения и количества участников. Выбор структуры и типа исследовательских проектов, которые выполняют обучающиеся, определяется учителем:
1. Типы проектов по предметно-содержательной области
2. Типы проектов по связи проекта с учебным материалом
3. Типы проектов по продолжительности проведения
4. Типы проектов по количеству участников
Исследовательский проект – форма введения школьников в мир изучения различных областей жизни и деятельности человека, он подчинён логике исследования и имеет особую структуру.
Учителю необходимо учитывать соответствующую организацию учебно-исследовательской деятельности, включающую:
Главным признаком учебно-исследовательской работы является наличие исследовательской задачи и гипотезы:
Важной особенностью гипотезы, которую выдвигает обучающийся в учебно-исследовательском проекте, является то, что она опирается на уже известные знания.
Пример решения исследовательской задачи:
Любая исследовательская работа завершается отчётом (статья, электронная публикация, письменный отчёт, буклет и др.). Оценка исследования производится на основе защиты проекта.
О этапах организации исследовательской деятельности можно узнать в следующих публикациях.