Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Значение и специфика изучения народных промыслов России на уроках изобразительного искусства

23 Ноя 2025

Народные промыслы России представляют собой уникальное наследие, отражающее богатую культурную и историческую традицию страны. Изучение народных промыслов имеет важное значение для сохранения культурного наследия в сфере ремёсел.

Значение изучения народных промыслов

  1. Сохранение культурного наследия. Изучение народных промыслов позволяет сохранить уникальные технологии, техники и традиции, которые могут быть утрачены без должного внимания. Это важно для будущих поколений, которые смогут узнать о своём наследии и продолжить его развитие.

  2. Развитие туризма. Народные промыслы являются одним из факторов, привлекающих туристов в регионы. Музеи, выставки, мастер-классы и ярмарки, посвящённые народным ремёслам, способствуют развитию внутреннего и международного туризма.

  3. Поддержка малого бизнеса. Изучение народных промыслов может способствовать развитию малого бизнеса в сфере ремёсел. Мастера и ремесленники могут получить новые знания и навыки, необходимые для создания качественных изделий и продвижения их на рынке.

  4. Культурное обогащение. Изучение народных промыслов способствует культурному обогащению общества. Люди могут узнать о традициях и обычаях разных регионов, что способствует формированию более глубокого понимания культурного разнообразия.

  5. Образовательный аспект. Включение изучения народных промыслов в образовательные программы способствует формированию у подростков интереса к истории и культуре своей страны, а также развитию творческих способностей.

Специфика изучения народных промыслов

Изучение народных промыслов требует комплексного подхода, включающего:

  • Исторический анализ. Изучение происхождения и развития народных промыслов, их связи с историческими событиями и культурными традициями.

  • Этнографический подход. Исследование традиций и обычаев, связанных с народными промыслами, в контексте народной культуры и быта.

  • Технологический анализ. Изучение технологий и техник, используемых в народных промыслах, включая традиционные инструменты и материалы.

  • Социологический аспект. Анализ влияния народных промыслов на жизнь и культуру сообществ, изучение роли ремесленников в обществе.

  • Культурологический подход. Исследование символического значения изделий народных промыслов, их роли в обрядах и праздниках.

Примерное содержание урока изобразительного искусства по теме: "Народные промыслы России"

Технологическая карта урока

Класс: 5 
Предмет: изобразительное искусство
Учебник: Изобразительное искусство. 5 класс / Горяева Н.А., Островская О.В., под редакцией Б.М. Неменского
Тип урока: урок открытия новых знаний 
Форма организации учебной деятельности учащихся: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа 
Основные понятия темы: народные художественные промыслы, традиционные ремесла, декоративно-прикладное искусство, художественный стиль, орнамент, узор, композиция, цвет, форма, материал.

  • Образовательные цели: расширение кругозора обучающихся посредством знакомства с разнообразием народных художественных промыслов России, формирование эстетического вкуса и художественного восприятия, развитие творческих способностей школьников.
  • Развивающие цели: развитие познавательного интереса, наблюдательности, способности анализировать и сравнивать произведения искусства разных регионов России, умение формулировать собственное мнение и аргументированно выражать свою позицию.
  • Воспитательные цели:  формирование уважения к культурному наследию своего народа и народов России, воспитание чувства гордости за национальные достижения, стремление сохранить и передать традиции следующим поколениям.

Межпредметные связи: история, литература, география, технология |
Ресурсы урока: презентация с изображениями изделий народных художественных промыслов, образцы произведений народного творчества, иллюстрации книг, учебные пособия, Интернет-ресурсы, инструменты и материалы для творческой работы (бумага, краски, кисти, карандаши, маркеры, клей, ножницы).
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, демонстрационные таблицы.
Планируемые образовательные результаты:

  • личностные: уважение к народным традициям и культуре, чувство патриотизма, способность воспринимать красоту окружающего мира и природы, бережное отношение к историческому наследию своей Родины;
  • метапредметные: развитие умения работать с информацией, анализировать её, выделять главное, систематизировать знания, развивать творческое мышление, коммуникативные навыки и способности решать творческие задачи;
  • предметные: знание основных видов русских народных художественных промыслов, особенностей каждого вида промысла, понимание роли традиций в сохранении культурного наследия России, овладение навыком рисования традиционного орнамента.

Структура урока:

Этап 1. Организационный этап. 
Цель этапа: подготовка класса к началу занятия, создание позитивного настроя учеников.
Деятельность учителя: приветствие учеников, проверка готовности класса к уроку.

Этап 2. Постановка целей и мотивация.
Цель этапа: введение в тему урока, постановка учебных задач, активизация внимания школьников.
Деятельность учителя: знакомство с темой урока «Народные художественные промыслы», обсуждение вопросов: что такое народные художественные промыслы? Зачем изучать народные промыслы России и своего региона?
Методы мотивации: постановка проблемных вопросов, использование наглядных материалов.
Формы организации: фронтальная работа.

Этап 3. Повторение ранее изученного материала.
Цель этапа: повторение и закрепление пройденного материала, необходимого для усвоения нового учебного материала.
Деятельность учителя: проведение викторины по предыдущему материалу («Что мы знаем о русской народной живописи?»).
Форма организации: фронтальная работа.

Этап 4. Освоение нового материала.
Цель этапа: получение новых знаний о народных художественных промыслах России и своего региона, ознакомление с основными видами народных промыслов и особенностями каждого вида.
Деятельность учителя: презентация образцов изделий народных промыслов России, рассказ о каждом виде промысла (Хохломская роспись, Городецкая роспись, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Жостовская живопись, Богородская деревянная игрушка и народные промыслы своего региона). Демонстрация презентаций, видеороликов, иллюстративного материала.
Метод освоения: лекционно-демонстрационная деятельность, самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой.
Форма организации: коллективная и индивидуальная работа.
Основные виды народных художественных промыслов России:

  • Хохломская роспись (яркость красок, золотистый фон);
  • Городецкая роспись (узорные композиции  – розаны и купавки, городецкий фазан и др., тематические композиции и мифологические сюжеты);
  • Дымковская игрушка (глиняные фигурки с ярким многоцветьем);
  • Филимоновская игрушка (глиняные фигурки в пёстрых декоративных узорах);
  • Каргопольская игрушка (простые незамысловатые фигурки с отголосками старины и древних мотивов);
  • Палехская миниатюра, миниатюра Федоскино, Мстёры и Холуя (лаковые изделия с сюжетами сказок и былин);
  • Жостовская живопись (пейзажи и цветочные композиции на металлических подносах);
  • Богородская деревянная игрушка (подвижные игрушки и скульптуры из дерева).

Этап 5. Практическая работа 
Цель этапа: применение полученных знаний на практике, выполнение творческого задания.
Задания ученикам: создать рисунок в стиле выбранного народного промысла (например, нарисовать хохломскую ложку, городецкую доску или дымковскую игрушку).
Форма организации: индивидуальная работа.
Критерии оценки работ:

  • Правильность передачи характерных признаков конкретного народного промысла (формы, цвета, сюжета);
  • Выразительность образа, аккуратность исполнения рисунка;
  • Творческий подход, оригинальность решения;
  • Соответствие требованиям техники и стилистики выбранных форматов.

Этап 6. Рефлексия
Цель этапа: осмысление результатов проделанной работы, самооценка и оценка работы одноклассников.
Деятельность учителя: организация рефлексивного этапа, выставление отметок учащимся.
Форма организации: групповая работа.
Вопросы для обсуждения:

  • Какие впечатления получили ученики от выполненной работы?
  • Чего удалось достичь?
  • Какие трудности возникли?

 Этап 7. Домашнее задание 
Цель этапа: закрепление изученного материала.
Дома: подготовить сообщение о любом другом известном российском народном промысле или промысле своего региона, дополнить альбом рисунков своими работами.

Данная структура урока позволит эффективно познакомить учащихся с народными художественными промыслами России, развить у них творческую активность и сформировать уважительное отношение к национальному культурному наследию.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 23 Ноя 2025 в 17:17
Категория: Методика
Просмотрено 44 раза
Комментирование отключено

Категории раздела

Актуальное

2025 год – Год защитника Отечества

Материалы

Новости: 235
Публикации: 315
Студия дизайна: 27
Изображения: 215
Доп. ресурсы: 19