Выясним особенности живописной техники импасто. Для живописца важен не только цвет в произведении, но и способ наложение краски, то движение кисти, которым художник кладёт краску на холст.
Импасто (от итал. impastare – «замешивать») – способ нанесения краски густым слоем, выступающим над поверхностью картины, в результате чего она становится рельефной.
Великие мастера – Караваджо, Рубенс, Рембрандт, Гойя использовали импасто, несмотря на то, что многие живописцы-академисты пренебрежительно относились к густым слоям краски и видимым слоям кисти. В XVIII и XIX веках у живописцев было принято изображать гладкую, глянцевую поверхность, добавляя изображениям иллюзорности. Для передачи глубоких и сложных оттенков, реалистичности объемов и фактур использовалась техника лессировки (нанесение множества полупрозрачных слоев масляной краски). И только в XIX веке, благодаря Ван Гогу, эта техника стала популярной.
С помощью пастозных, фактурных, взволнованных и выразительных, гибких мазков, чёрных контуров и ярких цветов Винсент Ван Гог создавал напряженные, эмоционально-насыщенные картины.
Винсент Ван Гог. Ирисы. 1889 г.
Для передачи текстуры в импасто используются густые масляные, иногда акриловые краски или смешанные с краской дополнительные натуральные, естественные материалы. Краска наносится на основу как кистью, так и мастихином. Мастихином картины пишутся быстро, техника импасто позволяет создавать необычные рельефы и текстуры изображаемых объектов, отражая в произведении сильные эмоции. Нанесение краски толстым слоем, плотными кроющими мазками – главные особенности импасто.