Воздействие информации, связанной с цветом, на восприятие окружающего мира человеком огромно. В основе эмоционального воздействия цвета находится возбуждающее или успокаивающее действие и ассоциативное мышление.
Предпочтения определенных цветовых сочетаний определяются темпераментом и вкусом человека. Психологическое восприятие цвета используется для создания гармоничной и комфортной среды.
Поднять работоспособность интровертам помогает теплая цветовая гамма, уравновесить порывы экстраверта поможет холодная цветовая гамма.
Только несколько первых минут красный цвет заряжает энергией и усиливает работоспособность, затем – вызывает усталость; еще больше снижает работоспособность фиолетовый.
Нейтрализовать активные открытые цвета помогут ахроматические цветовые сочетания: особую чистоту любому цвету, расположенному рядом, придаст белый цвет и поможет настроиться на позитивное; усилить организационные способности поможет серый цвет; концентрации внимания поможет чёрный цвет.
Цвет является и важнейшей знаковой системой в религиозных представлениях человечества. Восточный календарь определяет каждому году свою стихию, а ей – свой цвет: дереву соответствует синий цвет, огню – красный, земле – желтый, воде – чёрный, металлу – белый.
Цвет отражает социальную символику: цвет императора в Византии – пурпурный, а в Китае – желтый; древнекитайские сановники носили коричневый и белый, а простолюдинам разрешалось носить одежду только чёрного и синего цвета.
Особое отношение к цвету у современных дизайнеров одежды, каждый отдает предпочтение какому-то определенному цветовому сочетанию и у каждого есть свой любимый цвет.
Для Валентино Гаравани это образ женщины, одетой во все красное (красный цвет – символ колдовства, цвет жизни, страсти и любви). Частью истории моды и образцом безупречной формы, доведенной до совершенства стало его платье из красного крепа (1965 г.).
Символом принадлежности к богатым и знаменитым стал чёрный цвет. Он универсален и удобен, позволяет избежать стилевых ошибок. "Одеваясь в чёрный, невозможно допустить ошибку. Чёрный - это тот цвет, которому не страшен самый дурной вкус" – утверждал Карл Лагерфельд.
От визуального и психологического восприятия цвета зависит модная цветовая гамма и цветовые предпочтения, изменяющиеся с возрастом.